Найти тему
Владимир Галеев

Конфуций или Маркс? Истоки китайского прагматизма

Владимир Бадмаев, 22.09.2019г.

Есть в современной России такая учёная профессия, как китаисты. Это как американские профессора-советологи, только российские и специализируются на Китае. Их услуги по просвещению граждан России в последнее время стали особенно востребованными, поскольку стремительное развитие Китая скрыть уже не удаётся, несмотря на ежегодные мантры экономистов о том, что вот-вот китайская экономика схлопнется. Схлопывания не происходит, наоборот, из производителя кроссовок и спортивок, Поднебесная превращается в лидера в высокотехнологичной сфере. Надо как-то объяснить это явление. Они и объясняют, сводя всё... к китайской культуре и образу мышления.

Мысль об особой прагматичности китайского типа мышления, которая объясняет их сегодняшние успехи, проходит красной нитью через все передачи профессоров-китаистов. Вот только остаётся непонятным, почему эти прагматичные китайцы позволили растащить свою страну зарубежным варварам к концу 19 века, и почему тысячелетние китайские традиции устойчивости дали сбой в 20-30-е годы, почему Китай поочерёдно проиграл в войнах англичанам, французам, затем японцам, а впоследствии был фактически оккупирован иностранцами.

Но это ладно, возможно, китайцы того времени просто немножко подзабыли, чему их учили Лао-Цзы с Конфуцием. Не будем же мы в самом деле считать, что в поражениях виноваты сохраняющиеся феодальные отношения в стране, тормозившие экономическое развитие и внедрение инноваций.

Я предлагаю обратить внимание на тезис об особой прагматичности, как отличительной характеристики китайцев. Акцентирование на политике Поднебесной, направленной на преследование исключительно своих интересов предполагает, наверное, что другие страны проводят какую-то иную политику, не столь прагматичную. Логично же? Вот только всякому нормальному человеку очевидно, что в действиях руководства тех же США, ЕС или России нет и не может быть ничего, кроме расчета и преследования собственных интересов. Точнее интересов правящего класса этих стран, которыми совершенно точно не являются простые работяги. Однако их необходимо разглядеть, пробившись сквозь информационно-пропагандистский мусор. Это сложно, это нужно думать, размышлять над тем, кто именно получает выгоду от тех или иных действий руководства США, ЕС или России.

С Китаем же всё гораздо проще. Китай также преследует свои интересы. Вот только китайские интересы — это не то же самое, что и американские, иранские или российские. Для того, чтобы разобраться в том, почему прагматизм китайской политики столь бросается в глаза нашим востоковедам не нужно углубляться в тайны древней китайской философии и перипетии китайского типа мышления. Ответ лежит настолько на самой поверхности, что профессорам приходится совершать чудеса ловкости и словесной эквилибристики, чтобы не заметить его.

Удивительно, что профессора-китаисты почти никогда не произносят словосочетание «коммунистическая партия». Зато есть тысячи слов про тип мышления, религию, культуру китайцев, про их мироощущение, учения Лао-Цзы, Конфуция, которые все влияют на развитие КНР. Это и понятно, ведь если сказать коммунистическая партия Китая, нужно вспомнить, что это правящая в стране организация, определяющая его внешнюю и внутреннюю политику. Что означает, что политика Китая — это политика компартии Китая...

Но тогда всё — можно закрывать лавочку, точнее передачу. Поскольку выяснится, что прагматизм китайской политики объясняется не тем, что рядовой китаец сможет прочесть иероглифы двухтысячелетней давности, а тем, что стоящая у руля государства компартия всего лишь преследует интересы правящего в Китае класса, а именно пролетариата.

С какой стати китайским рабочим и крестьянам далась война в Сирии? Сирийский народ воюет против фашистов, как утверждает другой профессор Попов? Да нет, там происходит очередной конфликт больших и мелких хищников, среди которых Асад далеко не является ангелом или коммунистом.

Почему китайское правительство должно думать в первую очередь о жителях Шри-Ланки или России, а не о собственных гражданах?

Но даже не это главное. Важнее то, что эта зацикленность на некоем особом типе мышления китайцев, которое определяет их развитие, основывается на всё той же голимой цивилизационной теории. Согласно ей, если вдруг кто не знает, нет единой истории человечества, а есть истории различных человеческих цивилизаций, которые отличаются друг от друга прежде всего системой ценностей, унаследованных чуть ли не генетически.

И надо понимать, что цивилизационный подход блуждает в одном шаге от расистской теории. Можно сказать, что это облагороженный (или более цивилизованный) вариант идей, на которые опирались Гитлер с Розенбергом.

Вам кажется это преувеличением? Многие слышали, к примеру, про европейские ценности? ... хотя уже непонятно, что подразумевают рассуждающие про них, но наиболее часто говорят о ценности свободы, как основополагающей в европейской цивилизации. Логично предположить, что у других цивилизаций ценности свободы не существует. И правда, любой неполживо мыслящий российский гражданин или нацист из близких к нам стран скажет, что в русской культуре, в русской душе нет стремления к свободе, а есть лишь рабская психология, требующая хозяина, к которой иногда «парадоксально» примешивается стремление к бессмысленной и беспощадной вольнице.

В России, кстати, риторика официальных лиц также полностью перешла на цивилизационный подход в объяснении происходящих в мире событий. Слышали же по телевизору, что европейцы испортились, отказавшись от своих истинных, основанных на христианстве ценностей, тогда как Владимир свет-солнышко Путин стоит за настоящие христианские ценности.

Объяснение же происходящих в Китае процессов (да и в любой другой стране) с точки зрения теории цивилизаций является очевидным идеалистическим абсурдом. Из чего можно сделать вывод, что все эти профессора-китаисты и прочие адепты цивилизационной теории, никакие это не учёные, а обычные пропагандисты, которые говорят то, что выгодно правящему классу. Как историки, искажающие события прошлого в интересах правящего класса, так и востоковеды занимаются искажением событий настоящего, нашей с вами реальности.

Выгода правящего класса в том, что цивилизационна каша напрочь исключает возможность использования китайского опыта в других странах. Мы же не китайцы, мы же не думаем, как они, у нас иная культура, религия, мораль. У нас есть Бог, в конце концов, в отличие от них. Кроме того, эти учёные рассуждения подкрепляют и подводят научно обоснованный теоретический фундамент под раздуваемый в последние годы оголтелый антикитайский национализм. А любой национализм, как известно, отключает у людей способность критически воспринимать реальность. Если на западе, в представлении многих обывателей Россия предстает в виде некоей мрачной страны, где всегда зима, где зловещий Gulag до горизонта, медведи, водка и русские, которые из-за своего менталитета и природного упрямства не хотят демократии, свобод и прав человека, вместо этого желая нового Tsar. Так и многие российские граждане верят в то, что китайцы едят младенцев для омоложения, истребили всех своих воробьев, мечтают о завоевании Сибири, или по крайней мере хотят вырубить сибирские леса и выпить реки. Да все что угодно можно скормить людям, отравленных националистическим угаром!

https://1957anti.ru/publications/item/1357-kitajskij-pragmatizm

#1957anti #китай #национализм #китайский_прагматизм