До середины 19 века, а кое где и до середины 20 большинство изб в России топились по-черному. Мне всегда было интересно, как они там могли в дыму в курных избах, технологию узнала только в Малых Корелах.
Дым не опускался ниже полок-воронцов (на фото под потолком), это 2-3 венца под потолком. КПД составлял 95%, то есть для отапливания жилой комнаты хватало порой соломы. Противопожарная безопасность обеспечивалась естественным образом – нужна была определенная сноровка для растапливания печи, чтоб не наделать искр, определенные сухие дрова, а окошко для выхода дыма от печи располагали далеко, до выхода в него дым успевал остыть.
Все тепло оставалось в помещении, а уже остывший дым, через волоковое окошко выходил на улицу, потом стали делать дымоходы, выводившие в тот самый "скворечник"-дымник на крыше. На фото небольшое волоковое окошко, ведущее в дымоход. Меня просто поразила продуманность процесса – это тебе и увеличение срока службы строения, ведь дым высушивал бревна. Это дезинфекция – в курных избах не водилось клопов и тараканов, над полками-воронцами коптили мясо и рыбу, прям естественным образом. Наконец, избы быстрее и лучше протапливались
Все остальные секторы от Каргопольско-Онежского отделяет ручеек, если на карте, впадающий в р.Корелы. А на деле совершенно очаровательное болото. Мне кажется, никто не проходит по деревянным мосткам равнодушно.
Все говорит о том, что когда-то этот заболоченный ручей был вполне себе широкой и глубокой рекой. Спуск-подъем дается с остановками – ну, не спортсмены мы, не спортсмены.
Двинской сектор
Здесь сосредоточены объекты среднего и верхнего течения Северной Двины с притоками, южного Подвинья.
Центр сектора – Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемского района, 1672 г (37). Некогда она входила в комплекс из 2 храмов и колокольни, второй, теплый, после пожара был построен в камне. Интересно, что на колокольне погоста был колокол, возрастом старшеГеоргиевской церкви. Сохранилась только она, восьмерик на высоком подклете, рубленный в обло, с прирубами алтаря и трапезной, шатровая церковь "простейшего типа". Сейчас таких сохранилось очень мало. По моде в 19 веке церковь обшили тесом, разобрав галерею, ее восстановили при реставрации. Лемех на шатре и главке. Вот краше серебра и злата на мой вкус, а уж сияет на солнце ничуть не меньше.
В Двинском секторе дома крестьян разных достатков и интересных конфигураций. Дом-двор Русиновых из деревни Кондратовская Верхнетоемского района, конец 19 века (38). В отличие от остального большинства жилая часть стоит не на высоком подклете, а на земле. Здесь самый древний вид оконных наличников – очелье, с неповторяющимся узором. Вся жилая часть разделена на 2 помещения – большое и совсем крошечное.
Обстановка аскетичнее прочих, но печь по-белому. Фамилия принадлежит большой богатой семье, имевшей пароходы на Северной Двине. Вероятно, какая-то ветвь. Были они старообрядцами, оттого и аскетизм, в последнее время в доме жили две бабушки-старообрядки, вторая, маленькая комната использовалась как молельня.
Один из домов богатых крестьян – дом-двор Тропина из деревни Цивозеро Красноборского района, вторая половина 19 века (40). Тогда пошло заметное социальное расслоение крестьянства Подвинья. Выделяется прослойка богатых , занимающихся скупкой и перепродажей сырья, изделий крестьянских промыслов, торговлей фабричными товарами.
Зажиточные крестьяне активно подражали быту "горожан", на втором этаже дома Тропинина анфилада из 3 комнат – гостиная, спальня и кабинет (у крестьянина!), стены комнат были оклеены обоями и обставлены городской мебелью. Но интереснее первый этаж – два сруба, плотно прижатых друг к другу. В первом срубе располагалась зимняя изба с топкой по-белому, а во втором – трактир.
Сейчас в доме экспозиция средств передвижения.
Дом-двор Цыгарова из деревни Выемково Ленского района, конец 19 века (42). Слева – горница, справа – зимняя изба, помещение небольшое, с маленькими окошками, для сохранения тепла и экономии дров на отопление. Между ними заулок, в котором всякие мелочи хозяйственные хранили, сверху светелка с балконом. Интересно, что такие дома строили не в один прием. Сначала как раз часть зимнюю, сзади хозяйственный двор (первая половина 19 века) Вторую половину с горницей в этом конкретном пристроили через пару десятилетий (1870г).
Такой же "проект" дом-двор Алексея Туробова из деревни Ирта Ленского района (по преданию 20-е годы 19 века) (44). Он был ямщиком, имел 3 сыновей. Старший служил в армии в Москве и рано умер, а вот 2 брата – средний, учитель географии и младший, очень набожный, служивший почтальоном, прожили в этом доме до глубокой старости, каждый в своей избе. Были они одиноки, за что получили прозвище "монахи".
Мельница-столбовка на раме из деревни Нижняя Медлеша Шенкурского района, 19 век (46) принадлежала Мишке Гринину (так говорили в селе) В центре конструкции мельниц-столбовок соответственно столб, на котором конструкция поворачивалась за ветром.
Окончание следует...