По этому поводу у родителей есть куча поговорок и сравнений: «Как об стенку горохом», «Хоть кол на голове теши», «Что в лоб, что по лбу». Угадайте о чём это?
Да вы угадали, речь идёт о наведении детьми порядка и бережному отношению к своим вещам. Так что, мы сегодня поговорим о тех трудностях, которые испытывают родители приучая ребёнка заботиться о своих вещах, и о том как же ненавязчиво вовлечь его в процесс уборки.
И вы будете удивлены, но в данном случае, самое важное вовсе не в конкретных приёмах или техниках. Дело в том, что благодаря уборке люди учатся чему-то более важному, чем уборке — они учатся обращаться с вещами, выстраивать отношения в семье, принимать самостоятельные решения и т.д.
Когда мы наводим порядок, мы не просто убираем, складываем и красиво раскладываем вещи по полочкам. В процессе уборки, нам приходится решать целый ряд попутных вопросов: нужна эта вещь или нет? Если да, то как часто? Куда лучше её положить, чтобы потом было легко достать?
И единственное, чем могу вас утешить, что не существует детей, которые с рождения обладают навыками наведения порядка и поддержания чистоты. Поскольку возвращать вещи на место — это, дело привычки. И вам самим предстоит эту привычку сформировать, обучая ребёнка уборке так же тщательно и терпеливо, как вы учите его разговаривать, ходить или ездить на велосипеде.
Если вы будете регулярно класть вещи на свои места, как будто — это само собой разумеющееся действие, то малыш постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как чистить зубы по утрам или мыть руки перед едой. Поэтому возьмите себе на заметку, что приучить ребёнка к тому, что вы сами не особо любите делать, практически невозможно.
В общем суть в том, что воспитание во многом состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. И главное — не поддаваться эмоциям и подавать личный пример. Иначе вам удачи не видать.
Чему полезному уборка учит ребёнка?
- Самостоятельности, ответственности за свои вещи и умению распоряжаться тем, что он имеет.
Выводы просты. Если не положить на место ножницы, то их трудно будет найти в следующий раз. Если бросать одежду где и как попало, то она мнётся и пачкается. Если просто запихать все вещи в шкаф, то среди них невозможно потом отыскать то, что нужно.
- Разделять вещи на нужные и ненужные.
Очень важно иметь чувство меры и определять, в каком количестве вещи нужны. Поскольку в жизни ребёнку часто ещё придётся делать выбор, и не только о том, нужна ли ему какая-то вещь или нет. А самостоятельность развивается именно тогда, когда человек с ранних лет привыкает принимать решения и нести за них ответственность.
- Думать о себе и о других.
Дело в том, что дом — это место, в котором разные люди живут под одной крышей. А среди вещей, которые здесь хранятся, есть как общие, так и личные. Так что, поддерживать порядок в доме означает думать о том, как правильно вести себя и как обращаться с вещами на общей территории. И вот, когда ребёнок поймёт, что нужно преодолевать лень и убирать из гостиной разбросанные им игрушки, потому что они мешают остальным членам семьи, вот тогда он постепенно и привыкнет думать о других.
Какие навыки предстоит освоить ребёнку?
1. Убирать на место то, что взял.
Вещи, которыми ребёнок пользуется в течение дня, — книги, учебные принадлежности, игрушки, полотенца — желательно сразу же после использования класть на место. Это касается и вещей, которые ребёнок надевает или берёт с собой на улицу (одежда, рюкзак, мобильный телефон, даже контейнер для обеда). Возвращаясь домой, все эти предметы необходимо возвращать на прежнее место, а не бросать, где попало.
2. Разбираться с теми вещами, которые принёс домой.
Дело в том, что когда ребёнок приносит домой распечатки из школы, новую игрушку или что-то ещё, чего раньше в доме не было, задача родителей определить место для этих предметов. Зачастую, ребёнок решает положить вещь просто «пока куда-нибудь» или с глаз долой затолкать в ящик стола, который и так уже не закрывается. В общем, малышу нужно привыкнуть выбрасывать или убирать на место новые вещи, которые он приносит в дом.
3. Ограничение по времени.
Скажем так, возвращать вещи на место после того, как ими пользуешься, это просто. Но увы, такое простое действие совершают далеко не все и далеко не всегда. Даже взрослый после того, как пострижёт ногти, может оставить щипчики на столе, а прочитанную книгу прямо там, где читал, к примеру на диване. Но если взрослым остаётся только контролировать себя, то для ребёнка лучшим вариантом будет прямо с детства привыкнуть всё класть на свои места.
А для этого, достаточно одним замечанием дать ему понять, что это нужно сделать прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается оставить ножницы, то напомните ему, где они должны лежать. Если малыш вставал на стул, чтобы что-то достать, а потом забыл его убрать, скажите, что стул стоит не на месте. Если вы наблюдаете, что ребёнок сперва достаёт кубики, потом игрушечную железную дорогу, а затем оригами, то возьмите и мягко остановите его. И для этого достаточно простых слов: «Малыш, вначале убери на место то, во что ты уже поиграл, а потом доставай другие игрушки». И в конце дня, можете один раз ему сказать: «Ну что ж, уже вечер, пора всё разложить по своим местам».
4. Научиться убирать вещи так, чтобы их было легко доставать.
Если вещь лежит так, что её легко доставать и убирать, то пользоваться ею будет просто. Допустим, ребёнок ходит в кружок аппликации. Как вы думаете, что будет, если местом для хранения бумаги, клея и ножниц, вы сделаете верхнюю полку книжного шкафа? Я вас уверяю, что скорее всего ребёнку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому все принадлежности для рукоделия будут валяться на полу всю неделю. Поэтому, если так происходит, значит, следует найти более доступное место для хранения.
Так что, правило простое то, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, вполне можно размещать на верхних полках антресолей. А вот для вещей, которые нужны часто, старайтесь выбрать место, до которого легко добраться, не вставая на стул и не становясь на четвереньки. Кроме того, для полного удобства, проверьте, чтобы коробки легко открывались и не были набиты вещами доверху.
5. Договориться не оставлять свои вещи на общей территории.
Прихожая, коридор, ванная, туалет, гостиная — это места общего пользования. И дом может быть комфортным только в том случае, если за состоянием общей территории следят все обитатели. Как правило, в большинстве семей за это отвечает мама. Она каждый день ставит обувь в шкаф, делает уборку в туалете и разносит по комнатам вещи, которые вся семья привычно оставляет в гостиной. И если это всех устраивает, в первую очередь маму, то пусть всё так и будет.
Но я убежден, что о порядке в доме должны заботиться все члены семьи. Поэтому, лучше всего привить ребёнку это умение с самого рождения. Когда он оставляет вещи в прихожей, гостиной или где-нибудь ещё, скажите ему: «Если ты не уберешь вещи из прихожей, то они будут всем мешать» или «Отнеси, пожалуйста, вещи из гостиной в свою комнату». При этом, объясните малышу, что нужно не просто взять и переложить вещи из одного общего места в другое, а необходимо разложить их по своим местам.
Установите в ультимативной форме, что родители имеют право без предупреждения выбросить любые валяющиеся игрушки, и в этом будет виноват сам малыш. И тогда вам будет достаточно просто сказать: «Посмотри на пол» — и ребёнок тут же приступает к наведению порядка. Вопрос остаётся лишь в том, насколько он верит родителям. Поэтому, покажите, что вы настроены серьёзно. То есть, если предупредили, что выбросите игрушки, — выбрасывайте. Если велели ребёнку прибраться прямо сейчас, то не давайте ему смотреть телевизор (ложиться спать/садиться за стол), пока он не закончит уборку.
И пусть вас не покидает уверенность в том, что поддерживать дом в чистоте очень важно. Это убеждение поможет вам не поддаваться отговоркам и мотивировать ребёнка к тому, чтобы он смело взялся за дело. Но не думайте, что достаточно просто взять и заставить малыша наводить порядок. Сами помогайте ему, думайте и действуйте вместе с ним. Во-первых, вы станете для него примером, а во-вторых, скорее всего, и сами начнёте понимать, как сделать так, чтобы в доме стало лучше.
И главное, чтобы у вас всё получилось, в начале вам самим необходимо навести неразрушаемый порядок в своём доме, чтобы у каждой вещи было своё постоянное место. Тогда и малышу будет проще соответствовать вашим требованиям и поддерживать порядок и чистоту в жилище.
Вот, как-то так.