Найти тему
Psych(оля)gist

Ощущение собственной уникальности: Почему мы считаем себя особенными?

Как правило, я не берусь перечитывать книги, когда-то мною прочитанные и осмысленные. Мне кажется, что сюжет, однажды захвативший, уже не вызовет первичного восторга, и ко всему прочему, думая о бесконечном множестве прекрасных и непрочитанных книг, меня охватывает тревога, ведь прочитать все книги не получится. Однако подобные аргументы у меня действуют исключительно для художественной литературы.

Недавно я вновь взялась за книги Ирвина Ялома – американского психолога и талантливейшего писателя. Когда-то на первом курсе преподаватель упомянула одну из его книг, меня заинтересовало название («Мамочка и смысл жизни»), и я на одном дыхании прочитала всю книгу. Так зародилась моя бесконечная любовь к Ирвину Ялому и его работам. За время обучения я периодически читала другие его книги (серия его книг очень обширная, и я до сих пор приблизилась лишь к половине), и вот относительно недавно, прочитав очередной шедевр и поставив его на полку к зачаткам коллекции, я с грустью и печалью поняла, что смутно помню, о чем говорится по крайней мере в двух стоящих на полке книгах. Помня, какое впечатление оставили у меня книги Ирвина Ялома, мне показалось это неправильным, и я решила перечитать их, отнестись к этому более ответственно и предпринять всевозможные меры, чтобы теперь они не стерлись у меня из памяти.

Я начала с книги «Палач любви», которая представляет собой сборник рассказов о психотерапевтической работе с разными клиентами. История, до которой я дошла была под названием «Я никогда не думала, что это может случиться со мной», вызвала у меня искренний интерес, потому что оживила прожитый эмоциональный опыт.

Примерно год назад, когда я работала официанткой, я шла с работы пешком и на меня напала собака. Все произошло так быстро, что я успела осознать примерно ничего. Какие-то меры предосторожности или правила поведения в подобной ситуации просто-напросто не успели даже всплыть в моем сознании. Меня укусила собака. Это был неглубокий укус, но синеватый полумесяц на моей голени до сих пор улыбается мне каждое утро. Все это фактическая сторона происходящего. То, что происходило у меня внутри, было мне незнакомо и непонятно. Как оказывается, до недавних пор я так и не разобралась в своих переживаниях относительно тех событий. Я помню, что мне не было больно и даже страшно, но слезы были. Сколько раз я себя тогда не спрашивала: «Почему я плачу?», ответа я найти не могла.

Название рассказа («Я никогда не думала, что это может случиться со мной») как нельзя лучше отразило мои переживания год назад. Тогда я не смогла разобраться в своих переживаниях, мыслях и эмоциях по поводу случившегося, но прочитанный рассказ, помог мне разобраться в прошедших событиях и собственных забытых чувствах.

Наша жизнь неизбежно связана с осознанием ее конечности, бессознательно защищаясь от страха и тревоги, люди верят в свою уникальность, в свою неуязвимость. «Это случилось с кем-то, со мной такого не будет». Редко эта мысль формулируется так прямо, но на глубинных уровнях она является примерно такой. Иногда мне попадаются интервью с пожилыми людьми, которые обращаются к молодежи. Часто там говорится о том, что, будучи молодым и энергичным, человек не задумывается о старости и не ощущает ограниченности отведенного времени. Действительно, молодость в каком-то смысле ослепляет, максимум силы и энергии дает ощущение несокрушимости, зреет ощущение, что именно Я неуязвим.

Конечно, не у всех людей защита срабатывает именно так. Еще один способ смягчения страха смерти – вера в спасителя, в переселение душ, загробную жизнь – в то, что не подтверждает конечность бытия. Для чего это нужно? Здесь подключается следующая данность нашей жизни – отсутствие смысла: «Зачем мы живем, если бытие конечно?». Тогда мысль о продолжении жизни после смерти дает надежду.

Такие страхи называют экзистенциальными, и это неисчерпывающий список, однако они играют значительную роль в большинстве человеческих проблем, занимая глубинные уровни переживания.

Естественно, что защиты в адекватной форме – это эффективный способ для поддержания психологического баланса и здоровья. Но время от времени сильные по эмоциональным переживаниям события, врываясь в нашу размеренную жизнь, ставят нас лицом к лицу с данностями существования. Укус собаки поколебал глубинное представление о моей собственной неуязвимости: «Как собака посмела укусить Меня?». Но опыт переживания таких ситуаций дает возможность самопознания и внесения коррективов в образ мышления. По силе такие переломные события могут гораздо сильнее, например, переживание утраты близкого человека или известие о собственном серьезном заболевании. И справляться люди могут с разной степенью успешности.

Теперь незаходящий полумесяц на моей голени каждый день напоминает мне о том, что я человек, живущий жизнью, которая наполнена разными по приятности событиями и только я могу выбирать, что мне делать с этим опытом.

С любовью и заботой,

Psych(оля)gist.