Любите ли вы авокадо? Я, например, распробовала его только на исторической родине - в Мексике. До этого тосты с авокадо, салаты и различные закуски никакого влечения у меня не вызывали; а вот уже в Мексике я впервые попробовала гуакамоле и первое время уминала его просто тоннами, не в силах остановиться😅 Сейчас я уже поспокойнее отношусь и к гуакамоле, и к авокадо, но «зелененькие» тосты мы с Серхио продолжаем есть на завтрак каждые выходные, когда за утренний прием пищи ответственен муж😉
Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. На этом канале я рассказываю о Мексике и мексиканцах, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни.
Кстати, в зимней поездке в Россию я заказала в одном из кафе поке, в составе которого было авокадо (вы, кстати, знали о том, что авокадо – это «оно»?)). И только попробовав кусочек, чуть, простите за подробности, не выплюнула его обратно – настолько резиновым и безвкусным оказался этот фрукт; потом история повторилась еще раз. Вернувшись в Мексику, я снова попробовала авокадо и поняла, что со мной как раз все в порядке, а вот с российскими авокадо (в общепите!) – почему-то нет.
Но вернемся к нашим авокадо😀 Думаю, многим известно, что Мексика является не только лидером по производству и экспорту этого фрукта, но и его первой известной родиной, поскольку одомашнили эту культуру еще жившие на древнемексиканских территориях ацтеки примерно десять тысяч лет тому назад.
Ацтеки же дали авокадо его первое название «ahuacatl» (науатльский диалект); к слову самый неприличный перевод этого слова – «testículos del árbol», где árbol – это «дерево», а насчет второго слова, думаю, все догадаются сами, а вот я, пожалуй, воздержусь от перевода на русский, ибо алгоритмы площадки могут быть непредсказуемыми. В современном испанском языке авокадо называют «aguacate».
Впоследствии авокадо распробовали и испанские конкистадоры, которые полностью завоевали территории Мексики в 1521 году. Именно они и завезли мексиканские фрукты и овощи в Европу – помните историю перца чили?
В настоящее же время авокадо выращивают не только на территории всех стран Латинской Америки, но и в США, Испании, Китае, Марокко, и много где еще – например, в странах африканского континента.
Попробовавшие авокадо традиционно делятся на два лагеря обожателей и ненавистников; многие просто не могут переносить его маслянистый вкус, а кто-то, напротив, готов добавлять его во все блюда как раз ради этой жирненькой нотки. Я сама принадлежу к первой когорте и очень люблю авокадо, но теперь (спустя примерно полгода поедания гуакамоле ведрами😅) вполне могу себя контролировать – все же это достаточно жирное и калорийное удовольствие, хоть и очень полезное.
А пользы в авокадо действительно много – всего 100 грамм содержат в себе 507 мг калия, 54 мг фосфора (54 мг), 29 мг магния, 13 мг кальция (!) и 8 мг натрия. Кроме того, фрукт является источником витаминов и А, С, D, Е, К игруппы В, а также Омега-3. Собственно, поэтому авокадо – один из самых лучших источников полезных растительных жиров, умеренное употребление которых снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также улучшает состояние кожи.
Однако, тема нашей статьи – все же не восхваление авокадо, каким бы прекрасным оно (меня все время так и тянет написать «он»😉) не было.
На мировом рынке производителей авокадо Мексика занимает от 30 до 35%, в зависимости от ежегодного урожая; примерно 73% мексиканских плантаций авокадо приходится на штат Мичоакан (данные 2022 года), далее в рейтинге идут штаты Халиско и Мехико.
В 2023 году на территории Мексики было выращено около – вдумайтесь в эти цифры – 2,7 миллиона тонн (!) авокадо, из которых 1.4 миллиона тонн пришлось на экспорт по всему миру, а все остальное – на внутренний рынок. Неудивительно, что авокадо в Мексике называют «зеленым золотом», ведь прибыль от его производства составляет просто колоссальные суммы.
Интересный факт: во время проведения знаменитейшего американского Superbowl на территорию США из Мексики поставляется более 130 тысяч тонн (!) авокадо; они предназначены для производства гуакамоле, который, видимо, сильно любят американские болельщики😉
В общем-то, совершенно неудивительно, что привлекательный с точки зрения прибыльности бизнес привлекает именно тех, кто больше всего заинтересован в money laundering – конечно же, я имею в виду los narcos (будем называть их именно так, чтобы не получить бан от площадки).
Авокадо на территории Мексики выращивали, разумеется, всегда, но с появлением всем известного сорта Хасс, который можно было спокойно транспортировать по миру, объемы производства сильно выросли - логично, что выросла и прибыль.
С началом масштабной нарковойны (то есть, примерно, с середины нулевых) фермеры, как и все собственники более или менее крупного бизнеса, стали платить дань «семьям» (аналогия, думаю, всем понятна) в обмен на собственную безопасность. Однако, los narcos (не головорезы, разумеется, а верхушка, заинтересованная не только в легализации доходов, но и в масштабировании путем приобретения дополнительных видов бизнеса) достаточно быстро (примерно к концу нулевых) увидели в авокадо источник огромной, гигантской прибыли – и начали приобретать самые крупные плантации (локальные фермеры с небольшими объемами производства до сих пор продолжают спокойно работать дальше).
Под «приобретением», я надеюсь, все понимают самый настоящий отъем бизнеса в обмен на то, что предыдущих собственников не тронут (что, впрочем, происходило далеко не всегда).
Собственно, таким же точно образом los narcos стали контролировать производство текилы, мескаля, перца чили и вообще любого действительно прибыльного бизнеса на территории Мексики. На самом деле, бизнес, который контролируют «семьи», составляет значительную долю мексиканского ВВП – и это не шутка.
Помните ли вы, когда авокадо стали массово ассоциировать со здоровым образом жизни, а в инфополе стали появляться забавные персонажи с коричневым брюшком-косточкой? Произошло это лет пятнадцать назад, когда новыми собственниками была инициирована посвященная авокадо масштабная маркетинговая кампания, распространившаяся по всему миру (между прочим, фермеры и раньше пытались популяризировать фрукт, но средства на создание мировой популярности нашлись только у собственников самой крупной доли бизнеса). К слову, маркетологов и имиджмейкеров у авокадо больше, чем у самой популярной звезды или политика; по масштабу рекламную кампанию авокадо можно сравнить разве что с рекламой бьюти-индустрии.
Вы все поняли правильно – статьи на тему пользы авокадо (но не эта), красивый контент в соцсетях, мультяшки и многочисленный мерч (даже эмодзи🥑) с авокадо – это все результат действий команды маркетологов, нанятой los narcos. План, кстати, сработал – сейчас в Мексике производят и экспортируют примерно на 80% больше, чем было в конце нулевых годов.
Поэтому удивительно, но факт – каждый из нас (а особенно, разумеется, те, кто живут на территории Мексики), покупая здоровые, полезные, вкусные зелененькие плоды, невольно вносит свой вклад в развитие самого страшного бизнеса, когда-либо существовавшего в истории человечества.
Любите авокадо?🥑
Что еще можно почитать на моем канале: