В своей книге «Сведение разумом» знаменитый звукоинженер Michael Paul Stavrou предлагает подбирать микрофоны в соответствии с их характером жесткости. Он пишет, что «не имеет в виду «громкость», или «яркость», или «жирность», или «приятность», но оценивает микрофон с точки зрения текстуры. Если говорить об инструментах, то иногда колокольчики могут оказаться жестче, чем усилитель Marshall и наоборот.
Michael предлагает рассмотреть каждый инструмент с точки зрения жесткости и в соответствии с этим подобрать к нему микрофон. Когда вы определили жесткость инструмента, выберите микрофон противоположной жесткости. Например, мягкий звук Н1 соответствует очень жесткому микрофону с Н10, а звук Н2 – микрофону Н9.
Согласно теории Michael Stavrou, в целях осуществления более качественной записи, сотрудники студии «Станция Звука» в ходе множественных экспериментов определили жесткость всех микрофонов, которыми студия располагает для записи тех или иных источников звука.
Представляем читателю шкалу жесткости по моделям микрофонов:
1. CAD E70
2. Audio-Technica AE2500 dynamic capsule
3. Joemeek JV47
4. CAD E60
5. CAD E300
6. Audio-Technica AE2500 condenser capsule
7. Oktava 105
8. Oktava 012 omni
9. Oktava 012 cardioid
10. CAD E100-II
11. AKG C414B-ULS
12. Oktava 012 super-cardioid
13. CAD Trion 7000
14. CAD E100-I
15. Audio-Technica AT4033
16. Shure SM57
17. AKG D112
18. Shure Beta58
18. CAD KBM412
19. Sennheiser MD421
20. Electro-Voice RE20
В данном списке микрофоны с начальной нумерацией обладают самой выраженной жесткостью, а последние – наоборот. Используя данную шкалу, можно пометить каждый микрофон и быстро подбирать ту или иную модель в соответствии со звучанием инструмента. Например, чтобы качественно записать скрипку, для жесткой манеры игры с насыщенной атакой следует взять микрофон Shure Beta58 (или конденсаторный CAD E100). Для легированных мелодий на альт скрипке целесообразно использовать CAD E60 или Oktava 012.
Многолетний опыт качественной записи позволяет выделить несколько этапов этого процесса:
· Анализ жёсткости звучания инструмента и подбор микрофона;
· Выбор диаграммы направленности микрофона: инструмент всегда будет звучать дальше, если записывается круговой диаграммой – и это очень полезно для получения естественного звука. Круг идеален для записи струнных или акустической гитары – при условии, что запись производится в приятно звучащей комнате.
· Регулировка угла наклона микрофона: это необходимо делать в наушниках при слабом звукоизвлечении и так определить положение, в котором звучание инструмента нравится больше всего.
· Фокусировка микрофона: на полной громкости инструмента постарайтесь найти то место, в котором звук будет наиболее целостным. Представьте, что от микрофона до инструмента проведена линия, вдоль которой необходимо найти это место. Когда Вы его найдёте, поставьте здесь микрофон под тем углом, который Вы нашли ранее.