Найти тему

На занятии с особенным ребенком педагог отчаянно заговорил сам с собой

Оглавление

О, это уже не очень хороший знак. Особенно если при этом педагог разговаривает слишком спокойно, да еще и улыбается.

Не спорю, для общения с тяжелым ребеночком с ментальными нарушениями - подобный настрой как раз приемлем, но самому педагогу едва ли он сулит что-то хорошее… Или я сгущаю краски?

Я не психолог, вот ни разу! Но, работая уже довольно давно в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития (кружковым педагогом) и наблюдая постоянную текучку коллег-педагогов, всё же могу сделать много выводов о том, как в процессе нелегкого труда меняются сами люди, их состояния, настроения и в целом отношение к жизни.

И примеров перед глазами было предостаточно! Вот взять хотя бы бывшую коллегу - педагога Н.В.

Педагог Н.В.

Работала она когда-то в нашем кружковом отделе. Вела кружок "Ступеньки знаний" (различные тематические познавательно-игровые занятия, индивидуальные и групповые).

Сама Н.В. - прелестная симпатичная девушка, лет на 5 моложе меня. По образованию - учитель-дефектолог (но в коррекционно-педагогический отдел работать не пошла, ибо хорошо знала их заведующую и имела неприятный опыт общения с ней еще на старой работе… кстати, той заведующей уже тоже у нас в учреждении нет).

А занятия в её кружке оказались действительно очень интересными и востребованными. И дети, и мамочки, приезжающие в наш стационар не в первый раз, всегда на них просились и с удовольствием их посещали.

И до того "напосещались", что стали требовать их постоянно, даже вне расписания, аргументируя это так: "мы хотим", "нам нравится" или… наше незыблемое "Ну у вас же в кабинете сейчас никого нет, вы же свободны, примите нас сейчас!"

Ну а Н.В. - всегда отличалась спокойствием, мягкостью и человеколюбием. Никогда никому не отказывала в лишних занятиях. А еще - искренне "горела" на занятиях и радовалась, когда у какого-нибудь ребенка появлялись даже едва заметные "продвижения"!

Например, когда один тяжелый ребеночек-"ментальник", занимаясь с пособием (деревянные грибочки) уже в течение 11 (одиннадцати!) занятий (хотя по программе положено было только 6, а остальные 5 уже пришли из доброго сердца Н.В.), впервые, наконец, правильно расставил грибочки по пенечкам, Н.В. и счастливо смеялась, и аплодировала, и руку ребенку пожимала, и аж взахлёб со слезами говорила мамочке, какой же ее сынок молодец!

Нет, она не выделяла себе любимчиков, она занималась со всеми с одинаковым старанием и реально вкладывала душу в каждый урок.
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Понимаю, понимаю…

Я сама такой была еще не так давно. Тоже "горела" и хотела помочь всем вокруг, поддержать и проявить внимание с открытым сердцем… пока "получатели социальных услуг" не начали проникать в мою открытую "сокровищницу с внутренними ресурсами" без спроса, разграблять её, поедая на месте всё что найдут и жадно глотая , пока не лопнут… а потом, не наевшись, требовать еще, еще, и еще (прямо как раджа у антилопы).

Прошу прощения за довольно грубое сравнение, но, судя не только по моему по опыту, оно вполне правдивое (и пусть никто не говорит мне, что это Я, такая-сякая-неправильная, так это воспринимаю, а на самом деле всё прекрасно).

В общем, пользовались нашей Н.В. и "получатели услуг", и начальство, и все кому не лень…

А еще!

Учитывая её спокойный и дружелюбный нрав, а также систематический отток кадров, начальство стало регулярно "затыкать дыры" её занятиями.

Например, когда прямо в текущую трехнедельную смену увольнялся очередной дефектолог, занятия с "осиротевшими" подопечными - напрямую переваливали к Н.В. (ну она же правомочна их проводить).

А её гипер-гипер-гипер-ответственность и любовь к деткам - не позволяли ей "обделить занятиями тяжелых, больных и несчастных, которым и так уже досталось по жизни". Это не сарказм! Она реально их жалела! Всех!

Ну и вообще...

В любой день, в любой сезон, в любую смену, когда очередная возмущенная мамочка из стационара бегала к начальству с расписанием-бегунком с жалобами на то, что ребенку поставили слишком мало занятий (хоть и стоят они в соответствии с цифрами в индивидуальной программе), начальство щедрой рукой дописывалО галочки напротив кружка "Ступеньки знаний", точно зная, что уж ЭТОТ педагог - роптать не будет и с радостью возьмет ребеночка на дополнительные занятия.

И ведь начальство зналО, что детки тех возмущенных мам - как раз самые тяжелые, агрессивные, без каких-либо умений и навыков (почему-то именно ИХ мамы всегда кричат, что им мало занятий).

Но ничего, Н.В. - добрая и безотказная, и ладит абсолютно со всеми!

Уууу, кажется, прямо трэш, правда? Или всё же нет, и наша Н.В. - абсолютный пример идеального педагога особого учреждения?

Идеальная, да!

Маленький примерчик, "об идеальном", так сказать… (немножко не по теме, хотя...)

Стояли у меня на рабочем столе в вазочке два простых карандаша.

Один из них - обычный такой, карандаш как карандаш, нормально писал, нормально стирался… короче, все свои функции выполнял. Другой карандаш - красивый такой, немецкий (друг дарил)! И "рубашка" - яркая и гладкая, и грифелек - мягчайший, след ложился идеально, без единой "задоринки".

Естественно, пользовалась я чаще всего именно немецким карандашом! И контуры рисовать, и схемы, и где-то что-то в поделках намечать… А тут, смотрю, и коллеги некоторые его "облюбовали"… И тоже просили одолжить для особых случаев (например, для заготовок к мастер-классам)…

В общем, когда обычный (но вполне отличный) карандаш исписался всего-то сантиметра на 2, от немецкого карандаша - этих сантиметра 2 как раз и осталось… воооот, это я с намёком на "то самое!"

Ах да, ещё маленькая вставочка!

Замечу, что Н.В., несмотря на довольно молодой возраст, уже 2 раза падала в обморок на рабочем месте, и один раз - я это видела (и сама нажимала "тревожную кнопку" вызова медиков). Да, переживала! Я же сама в этом плане с некоторых пор не очень здорова, поэтому испугалась… однако, главная медсестра потом вежливо попросила меня "больше не беспокоить медработников по ерунде и не срывать их с рабочих мест".

Ну ведь тоже трэшовенько, а?

А тут - очередное занятие

Между прочим - тоже "принудительно-дополнительное"!

Н.В. сидит за столиком с тяжелым аутичным мальчишечкой. На столе - деревянный сортер с разноцветными овощами "в дырочку".

Ребенок - кричит-визжит-надрывается, стучит деревянной основой по столу, громыхая так, что уши закладывает.

Н.В. - аккуратненько перекладывает (сама) овощи в корзиночку и одновременно уворачивается и от деревяшки, которой ребенок резко так машет, и от лица мальчика, который готовиться укусить Н.В. за руку, когда она подносит овощ к корзинке.

Да, вот такая картина!

Ребенок - "бушует на чём свет стоит", мотает руками, ногами, головой и всем корпусом так, что, если бы его фотографировали получилась бы "мазня-мазнёй!"

Но зато Н.В. при этом - спокойна как монах из дацана: то привстанет, то присядет (в зависимости от движений мальчика), а сама - теперь меееедленно-медленно вынимает овощи из корзиночки и выкладывает на стол. И так же медленно комментирует:

- Это что? Арбуз? Нееет, это не арбуз! А что это тогда? Это - о-гу-рец! Ух, какая молодец! Молодец, Наташенька! Только ТЫ одна знаешь ответ.

И гладит себя по голове, улыбаясь.

Мальчик при этом - все так же кричит, подскакивает и стучит… И ему что арбуз, что огурец, что фейхоа - всё одно.

А наша Н.В. берёт следующую фигурку, и снова - сама с собой:

- А это что? Аааа, это помидор! Верно, Наташа, я знала, что ты знаешь, что это помидор. Только, увы, никто больше не хочет знать, что это - помидор…

Улыбается Н.В. сама себе, а мальчик - всё так же кричит… И до конца урока так и кричал.

А потом зашла довольная мама:

- Ой, НАМ у вас так нравится, так нравится! Обожаю ваши методы. Вы - первый педагог, который продолжает занятие, даже если ребенок кричит. А то нас обычно выпроваживают с занятий, "подышать". Вы - супер!

- Угум, - полушепотом отвечает Н.В. не прекращая улыбаться… Милотаааа!

На следующий день

Сенсация! Впервые за два года работы Н.В. в учреждении, на двери кабинета, с легкой руки заведующей отделом, появилась табличка-записочка: "Педагог кружка "Ступеньки знаний" - на больничном. Все занятия отменяются до возвращения специалиста".

Именно ОТменяются! Не ЗАменяются и не переносятся!

Несчастные наивные начальники, они-то всерьез думали, что их безотказная Наташенька только дня на 3 исчезла…

И она правда - через 3 дня вернулась!

Написать заявление об увольнении! Но, при этом, больничный у нее еще продлевался… В общем, отменились те занятия навсегда…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А что потом?

Встретила я Наташу этой весной. В торговом центре. В павильоне с подарками, сувенирами и товарами для творчества! Продавец она там, вот что! А хозяйка - мама подруги. А зарплата - раза в полтора точно поболее нашей…

Поболтали…

В общем, как говорила Наташа, после увольнения она не работала месяца три, всё отходила от своей сердобольной гипер-пупер-ответственности, которая в итоге вышла боком (имеется в виду здоровье). Целыми днями сидела, уткнувшись взглядом в стену или в сериал (при этом, что в первом, что во втором случае - с абсолютно одинаковыми эмоциями), иногда плакала, иногда объедалась, кушая всё подряд без разбора целый день…

Пришла в себя только пожив некоторое время "нахлебником" в деревне у родителей… И когда друзья-знакомые предлагали ей задуматься о новой работе, или хотя бы о частных занятиях, Наташа чуть ли не зубами-когтями упёрлась: неееет, только не педагогика! Всё что угодно, но только больше не детки! И вообще, даже СВОИХ деток не хочу! И замуж - тоже не хочу! Наелась!

Вот, уже давно работает здесь, "на подарках", спокойно, без ужимок и прыжков…

И, под занавес:

Когда Наташа меня провожала (до дверей), она указала мне пальчиком на женщину за стеклянной дверью другого павильона:

- Вот, смотри! Лена из отдела уходовой косметики. Она - бывший учитель физики, информатики и астрономии.

А потом - на другой павильон кивает:

- А там, в обувном - Светлана Андреевна (кажется, так, хотя точно не помню), бывшая воспитательница детского сада.

Вооот… Думаю, последнее мне даже не стоит комментировать.

Вам же, дорогие читатели, пусть повезёт! Хотя бы в чём-нибудь!

А я порадуюсь Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам