О, это уже не очень хороший знак. Особенно если при этом педагог разговаривает слишком спокойно, да еще и улыбается.
Не спорю, для общения с тяжелым ребеночком с ментальными нарушениями - подобный настрой как раз приемлем, но самому педагогу едва ли он сулит что-то хорошее… Или я сгущаю краски?
Я не психолог, вот ни разу! Но, работая уже довольно давно в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития (кружковым педагогом) и наблюдая постоянную текучку коллег-педагогов, всё же могу сделать много выводов о том, как в процессе нелегкого труда меняются сами люди, их состояния, настроения и в целом отношение к жизни.
И примеров перед глазами было предостаточно! Вот взять хотя бы бывшую коллегу - педагога Н.В.
Педагог Н.В.
Работала она когда-то в нашем кружковом отделе. Вела кружок "Ступеньки знаний" (различные тематические познавательно-игровые занятия, индивидуальные и групповые).
Сама Н.В. - прелестная симпатичная девушка, лет на 5 моложе меня. По образованию - учитель-дефектолог (но в коррекционно-педагогический отдел работать не пошла, ибо хорошо знала их заведующую и имела неприятный опыт общения с ней еще на старой работе… кстати, той заведующей уже тоже у нас в учреждении нет).
А занятия в её кружке оказались действительно очень интересными и востребованными. И дети, и мамочки, приезжающие в наш стационар не в первый раз, всегда на них просились и с удовольствием их посещали.
И до того "напосещались", что стали требовать их постоянно, даже вне расписания, аргументируя это так: "мы хотим", "нам нравится" или… наше незыблемое "Ну у вас же в кабинете сейчас никого нет, вы же свободны, примите нас сейчас!"
Ну а Н.В. - всегда отличалась спокойствием, мягкостью и человеколюбием. Никогда никому не отказывала в лишних занятиях. А еще - искренне "горела" на занятиях и радовалась, когда у какого-нибудь ребенка появлялись даже едва заметные "продвижения"!
Например, когда один тяжелый ребеночек-"ментальник", занимаясь с пособием (деревянные грибочки) уже в течение 11 (одиннадцати!) занятий (хотя по программе положено было только 6, а остальные 5 уже пришли из доброго сердца Н.В.), впервые, наконец, правильно расставил грибочки по пенечкам, Н.В. и счастливо смеялась, и аплодировала, и руку ребенку пожимала, и аж взахлёб со слезами говорила мамочке, какой же ее сынок молодец!
Нет, она не выделяла себе любимчиков, она занималась со всеми с одинаковым старанием и реально вкладывала душу в каждый урок.
Понимаю, понимаю…
Я сама такой была еще не так давно. Тоже "горела" и хотела помочь всем вокруг, поддержать и проявить внимание с открытым сердцем… пока "получатели социальных услуг" не начали проникать в мою открытую "сокровищницу с внутренними ресурсами" без спроса, разграблять её, поедая на месте всё что найдут и жадно глотая , пока не лопнут… а потом, не наевшись, требовать еще, еще, и еще (прямо как раджа у антилопы).
Прошу прощения за довольно грубое сравнение, но, судя не только по моему по опыту, оно вполне правдивое (и пусть никто не говорит мне, что это Я, такая-сякая-неправильная, так это воспринимаю, а на самом деле всё прекрасно).
В общем, пользовались нашей Н.В. и "получатели услуг", и начальство, и все кому не лень…
А еще!
Учитывая её спокойный и дружелюбный нрав, а также систематический отток кадров, начальство стало регулярно "затыкать дыры" её занятиями.
Например, когда прямо в текущую трехнедельную смену увольнялся очередной дефектолог, занятия с "осиротевшими" подопечными - напрямую переваливали к Н.В. (ну она же правомочна их проводить).
А её гипер-гипер-гипер-ответственность и любовь к деткам - не позволяли ей "обделить занятиями тяжелых, больных и несчастных, которым и так уже досталось по жизни". Это не сарказм! Она реально их жалела! Всех!
Ну и вообще...
В любой день, в любой сезон, в любую смену, когда очередная возмущенная мамочка из стационара бегала к начальству с расписанием-бегунком с жалобами на то, что ребенку поставили слишком мало занятий (хоть и стоят они в соответствии с цифрами в индивидуальной программе), начальство щедрой рукой дописывалО галочки напротив кружка "Ступеньки знаний", точно зная, что уж ЭТОТ педагог - роптать не будет и с радостью возьмет ребеночка на дополнительные занятия.
И ведь начальство зналО, что детки тех возмущенных мам - как раз самые тяжелые, агрессивные, без каких-либо умений и навыков (почему-то именно ИХ мамы всегда кричат, что им мало занятий).
Но ничего, Н.В. - добрая и безотказная, и ладит абсолютно со всеми!
Уууу, кажется, прямо трэш, правда? Или всё же нет, и наша Н.В. - абсолютный пример идеального педагога особого учреждения?
Идеальная, да!
Маленький примерчик, "об идеальном", так сказать… (немножко не по теме, хотя...)
Стояли у меня на рабочем столе в вазочке два простых карандаша.
Один из них - обычный такой, карандаш как карандаш, нормально писал, нормально стирался… короче, все свои функции выполнял. Другой карандаш - красивый такой, немецкий (друг дарил)! И "рубашка" - яркая и гладкая, и грифелек - мягчайший, след ложился идеально, без единой "задоринки".
Естественно, пользовалась я чаще всего именно немецким карандашом! И контуры рисовать, и схемы, и где-то что-то в поделках намечать… А тут, смотрю, и коллеги некоторые его "облюбовали"… И тоже просили одолжить для особых случаев (например, для заготовок к мастер-классам)…
В общем, когда обычный (но вполне отличный) карандаш исписался всего-то сантиметра на 2, от немецкого карандаша - этих сантиметра 2 как раз и осталось… воооот, это я с намёком на "то самое!"
Ах да, ещё маленькая вставочка!
Замечу, что Н.В., несмотря на довольно молодой возраст, уже 2 раза падала в обморок на рабочем месте, и один раз - я это видела (и сама нажимала "тревожную кнопку" вызова медиков). Да, переживала! Я же сама в этом плане с некоторых пор не очень здорова, поэтому испугалась… однако, главная медсестра потом вежливо попросила меня "больше не беспокоить медработников по ерунде и не срывать их с рабочих мест".
Ну ведь тоже трэшовенько, а?
А тут - очередное занятие
Между прочим - тоже "принудительно-дополнительное"!
Н.В. сидит за столиком с тяжелым аутичным мальчишечкой. На столе - деревянный сортер с разноцветными овощами "в дырочку".
Ребенок - кричит-визжит-надрывается, стучит деревянной основой по столу, громыхая так, что уши закладывает.
Н.В. - аккуратненько перекладывает (сама) овощи в корзиночку и одновременно уворачивается и от деревяшки, которой ребенок резко так машет, и от лица мальчика, который готовиться укусить Н.В. за руку, когда она подносит овощ к корзинке.
Да, вот такая картина!
Ребенок - "бушует на чём свет стоит", мотает руками, ногами, головой и всем корпусом так, что, если бы его фотографировали получилась бы "мазня-мазнёй!"
Но зато Н.В. при этом - спокойна как монах из дацана: то привстанет, то присядет (в зависимости от движений мальчика), а сама - теперь меееедленно-медленно вынимает овощи из корзиночки и выкладывает на стол. И так же медленно комментирует:
- Это что? Арбуз? Нееет, это не арбуз! А что это тогда? Это - о-гу-рец! Ух, какая молодец! Молодец, Наташенька! Только ТЫ одна знаешь ответ.
И гладит себя по голове, улыбаясь.
Мальчик при этом - все так же кричит, подскакивает и стучит… И ему что арбуз, что огурец, что фейхоа - всё одно.
А наша Н.В. берёт следующую фигурку, и снова - сама с собой:
- А это что? Аааа, это помидор! Верно, Наташа, я знала, что ты знаешь, что это помидор. Только, увы, никто больше не хочет знать, что это - помидор…
Улыбается Н.В. сама себе, а мальчик - всё так же кричит… И до конца урока так и кричал.
А потом зашла довольная мама:
- Ой, НАМ у вас так нравится, так нравится! Обожаю ваши методы. Вы - первый педагог, который продолжает занятие, даже если ребенок кричит. А то нас обычно выпроваживают с занятий, "подышать". Вы - супер!
- Угум, - полушепотом отвечает Н.В. не прекращая улыбаться… Милотаааа!
На следующий день
Сенсация! Впервые за два года работы Н.В. в учреждении, на двери кабинета, с легкой руки заведующей отделом, появилась табличка-записочка: "Педагог кружка "Ступеньки знаний" - на больничном. Все занятия отменяются до возвращения специалиста".
Именно ОТменяются! Не ЗАменяются и не переносятся!
Несчастные наивные начальники, они-то всерьез думали, что их безотказная Наташенька только дня на 3 исчезла…
И она правда - через 3 дня вернулась!
Написать заявление об увольнении! Но, при этом, больничный у нее еще продлевался… В общем, отменились те занятия навсегда…
А что потом?
Встретила я Наташу этой весной. В торговом центре. В павильоне с подарками, сувенирами и товарами для творчества! Продавец она там, вот что! А хозяйка - мама подруги. А зарплата - раза в полтора точно поболее нашей…
Поболтали…
В общем, как говорила Наташа, после увольнения она не работала месяца три, всё отходила от своей сердобольной гипер-пупер-ответственности, которая в итоге вышла боком (имеется в виду здоровье). Целыми днями сидела, уткнувшись взглядом в стену или в сериал (при этом, что в первом, что во втором случае - с абсолютно одинаковыми эмоциями), иногда плакала, иногда объедалась, кушая всё подряд без разбора целый день…
Пришла в себя только пожив некоторое время "нахлебником" в деревне у родителей… И когда друзья-знакомые предлагали ей задуматься о новой работе, или хотя бы о частных занятиях, Наташа чуть ли не зубами-когтями упёрлась: неееет, только не педагогика! Всё что угодно, но только больше не детки! И вообще, даже СВОИХ деток не хочу! И замуж - тоже не хочу! Наелась!
Вот, уже давно работает здесь, "на подарках", спокойно, без ужимок и прыжков…
И, под занавес:
Когда Наташа меня провожала (до дверей), она указала мне пальчиком на женщину за стеклянной дверью другого павильона:
- Вот, смотри! Лена из отдела уходовой косметики. Она - бывший учитель физики, информатики и астрономии.
А потом - на другой павильон кивает:
- А там, в обувном - Светлана Андреевна (кажется, так, хотя точно не помню), бывшая воспитательница детского сада.
Вооот… Думаю, последнее мне даже не стоит комментировать.
Вам же, дорогие читатели, пусть повезёт! Хотя бы в чём-нибудь!