По моим наблюдениям самыми упоминаемыми городами восточной и западной частей нашей страны можно назвать Владивосток и Калининград.
Во Владивостоке мне посчастливилось побывать не раз, и даже не два, и я уже давно определился, что этот город мне определённо нравится. Он как будто бы максимально отличается от большинства других российских городов своими расположенными на сопках кварталами, огромным портом и общей атмосферой. Острова рядом с Владивостоком до охренения красивы, а омывающее их Японское море не только позволяет купаться летом в тёплой воде, но и открыло мне ранее незнакомых существ вроде морских звезд, тюленей и прочих интересностей.
В Калининграде же я был лишь единожды, даже несмотря на то, что добираться до него намного ближе как из Екб, так и из Мск. В ту поездку я как-то не понял город и не особо впечатлился регионом.
Вместе с тем за последнее время мне ни раз доводилось слышать лестные отзывы о Калининграде, что во многом побудило повторно выбраться на недельку в эти края.
Как и в прошлый раз было принято решение добираться поездом, ведь поездка по жд в Калининградскую область сама по себе является приключением.
Поезд из Москвы проводит в дороге до этих мест немногим меньше суток и помимо территории России практически насквозь проходит Беларусь и Литву. Две страны за одну ночь! Примерно столько же времени (одну ночь) займет поездка на поезде из Екатеринбурга на север Свердловской области:)
Ещё несколько лет назад билет на поезда в Калининград можно было оформить только в кассе, поскольку для проезда через территорию Литвы требуется соблюдение некоторых бюрократических формальностей вроде оформления упрощенного проездного документа жд - странного аналога транзитной визы. Теперь же все подобные блага доступны онлайн. Билет был приобретен через официальное приложение РЖД, а анкета для транзита через Литву заполнена на сайте консульства этой страны.
Кстати, несколько лет назад, поезд делал остановки в Вильнюсе и Каунасе, на которых разрешалось выйти при наличии шенгена. Теперь же лавочка прикрылась и от восточной до западной границы Литвы поезд следует без остановок. Пограничные процедуры при пересечении российско-белорусской границы как не проводились во время прошлой поездки, так и не проводятся по сей день.
Отправившись из Москвы после обеда, проехав Смоленск, к вечеру поезд прибывает в белорусскую Оршу, стоянка на который длится около получаса. Аккуратный, ухоженный вокзал, чистые магазины, оплата в которых по картам "Мир" проходит без проблем. В Беларуси просто приятно находиться!
Далее, ровно в полночь, поезд делает пятнадцатиминутную остановку в Минске. За это время я успел пробежаться по столичному вокзалу. Из необычного показалось, что досмотровые мероприятия при входе в вокзал там не проводятся.
Ну а далее от Минска всего пару часов до пограничного пункта Гудогай на выезде из РБ, и продолжительная стоянка в пункте пропуска Кяна на литовской стороне. Белорусский контроль на выезде за пределы Союзного Государства проходил по полной программе: по вагонам проходила 'собака с пограничниками' и таможенники с форме нашивками "Мытня" на белорусском. Белорусы загрузились в состав большой толпой и отработали оперативно, минут за двадцать, в то время как литовцы выделили на весь состав трех девочек в зеленых футболках, которые плюхались все два часа, на протяжении которых поезд простоял в Кяне.
На литовской станции я видел только грузовые вагоны с логотипом РЖД. Кажется, что пассажирское движение по ней предствлено только российскими транзитными поездами и парой местных электричек до Вильнюса. В общем, типичная деревня.
На заборах вдоль платформ были развешаны баннеры на русском языке с осуждением действий России.
От Кяны поезд проезжает Литву примерно за 4-5 часов, и ранним утром проводник в очередной раз будит сонных пассажиров для прохождения очередных пограничных процедур на выезде из Литвы и въезде в Калининградскую область.
В этой поездке помимо самого Калининграда удалось побывать на Куршской косе, а также городах на море - Зеленоградске и Светлогорске.
Как и в мой прошлый визит температура воды в Балтийском море была некомфортной для купания - порядка восемнадцати градусов. Да и в принципе, жары не было.
Например, второго июля погода на протяжении всего дня вообще напоминала ноябрь. В единственный относительно теплый день пляжи в Зеленоградске оказались забиты людьми не меньше анапских в сезон.
Летом ночное небо над Балтикой не темнеет как на более южных морях и алая полоска практически до рассвета не гаснет на северо-западной его стороне.
Как известно, до середины прошлого века на территориях нашей Калининградской области располагалась Восточная Пруссия. И хотя во время войны города подверглись сильным разрушениям, местами ещё сохранились строения тех времен. Немалая их часть в полузаброшенном состоянии, но часто попадаются и отреставрированные. На мой поверхностный и дилетантский взгляд города здесь не сохранили атмосферу старой Европы, которую я ощущал например в черногорской Будве или даже украинских Черновцах и Львове.
Выжившая местами точечная старая немецкая застройка сплошь окружена хрущевочками и панельками, как во всех наших городах, а даже в отремонтированных домах той эпохи на первых этажах открыты разные КБ и прочие наливайки, а фасады в основном завешаны банерами и вывесками.
Относительно неплохо обустроили разве что пешеходную улицу в Зеленоградске, но людей на ней не меньше, чем в летние выходные на Никитской или Арбате в Москве.
Во Владивостоке невооруженным взглядом заметно влияние соседних стран. Я видел там сотни корейских туристов, а в магазинах полно китайских и корейских продуктов.
Здесь же прилегающие географически к Калининградской области Латвия, Литва или Польша бесконечно далеки от нее культурно и социально.
По моему впечатлению и пляжный, и 'созерцательный' туризм здесь скорее декларативный: он вроде как есть, но какой-то куцый.
Отдельно можно упомянуть цены: они кажутся выше московских абсолютно на все. Столовская еда на пляже в одноразовой посуде за 1800? Да, без проблем! Проживание в уединенном глэмпинге прямо на берегу моря за двадцатку в сутки? Да пожалуйста, но от сантехники будет люто херачить током, встретят с опозданием, а добираться обратно вообще придётся пешком по грязи. Для сравнения: в Таиланде за проживание в подобном бунгало на берегу теплого океана я платил примерно в 17-19 раз меньше.
Местные торговые сети вроде Виктории предлагают продукты по ценам, ощутимо выше, чем в Пятерочке. Пятерочка вроде есть, но магазинов мало. Мы не встретили ни одного. Магнит сюда не добрался.
Обратный перелет в Москву занял два с половиной часа. Самолет делает большую петлю, облетая 'недружественные страны'. Взлетая над пляжами Зеленоградска, он берет курс на север, красиво набирая высоту вдоль Куршской косы, ну а затем в нейтральных водах напротив побережья Латвии и Финляндии летит в сторону Питера, и только пролетев над ним поворачивает на юг, на Москву.