Найти в Дзене

По страницам «толстых» журналов 31

7 дней – 7 статей

БУЙДА, Юрий. «Входят с барабанами и знаменами» : Следствие по делу Гамлета, принца Датского // Новый мир. – 2024. – № 7.

Кто подставил Гамлета, принца Датского? Отчего погиб почти весь королевский дворец Эльсинора? А был ли призрак? Фортинбрас собирает Горацио и компанию – разношерстную, честно сказать, – и проводит собственное расследование: что же произошло с Гамлетом и его семьей на самом деле? Загвоздка в том, что каждый из присутствующих видел трагичную ситуацию со своей колокольни, а «колокольни» у них очень уж разные… Вот и следствие превращается то в откровенную комедию, то в философскую драму – даже самому Принцу Датскому было бы не под силу разобраться, где же тут все-таки правда.

ЕВГРАФОВ, Геннадий. Чего боялся Евгений Замятин, или Последний еретик советской литературы // Знамя. – 2024. – № 7.

-2

Эссе члена Комитета московских литераторов, автора эссе о поэтах и писателях Серебряного века.

«Мир поддерживают в живых только еретики: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры – ересь» (Евгений Замятин, «Завтра», 1919).

ИЛИЧЕВСКИЙ, Александр. Тележка // Знамя. – 2024. – № 7.

-3

Новый рассказ лауреата многих литературных премий, в том числе премии «Русский Букер» за роман «Матисс» (2007), российской национальной премии «Большая книга» за роман «Перс» (2010) и роман «Чертеж Ньютона» (2020), израильской премии Юрия Штерна (2015).

КАРПЕНКО, Геннадий. «Так нас природа сотворила…»: преступление без наказания? (Ф.М. Достоевский и И.А. Бунин). Статья вторая: «При рождении, что ль, знаки такие есть?» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – 2024. № 2 (26).

-4

В статье доктора филологических наук, профессора Самарского университета рассматривается «тезис» маргинальной антропологии, как он был обозначен Достоевским в романе «Преступление и наказание» и творчески переосмыслен Буниным в рассказе «Петлистые уши» под влиянием достижений итальянской школы уголовного права: «по закону природы» люди делятся на обыкновенных и «прирожденных преступников», — последних можно даже узнать по атавистическим «клеймам» и/или «печати» Каина.

СЕРГЕЕВА, Людмила. Памяти Марии Васильевны Розановой // Знамя. – 2024. – № 7.

-5

ЧУПРИНИН, Сергей. «Москва»: на богомолье // Знамя. – 2024. – № 7. – (Журнальная Россия).

-6

Очередное эссе главного редактора «Знамени» посвящено истории журнала «Москва», родословную которого «обыкновенно возводят к 1881–1883 годам, когда в еженедельном журнале с таким же названием и при редакторе с выразительной фамилией Сталинский публиковался тогда еще совсем молодой Антон Чехов, а иллюстрации, среди прочих художников, поставлял Исаак Левитан. Продолжая разыскания, можно вспомнить еще и выходивший в 1918–1922 годах журнал «Москва», где авторский состав тоже вызывает восхищение: Анна Ахматова, Константин Бальмонт, АлександрБлок, Валерий Брюсов, Борис Зайцев, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Вячеслав Иванов, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Михаил Пришвин, Алексей Ремизов, Владислав Ходасевич.

Однако, затевая в 1956 году городской литературный журнал, партийные и писательские власти опирались отнюдь не на этот давний опыт. Первоначально, – как выяснил Вячеслав Огрызко, – вообще предполагалось восстановить «Красную новь», издание которой было прервано в 1942-м».

ШВЕД, Данил. Гудел живой двойник : История одного приятеля в рассказе Леонида Аронзона «Появление двойника» // Знамя. – 2024. – № 7. – (Пристальное прочтение).

-7

«Рассказ Леонида Аронзона «Появление двойника» 1965 (1966?) года очень краток, но в то же время едва ли подлежит пересказу, даже частичному. Повествование спутанно, события смешаны, сюжеты сплетены. Персонажи есть. Их даже два… или все-таки один? Забегая вперед, хочется сказать, что происходящее в прозе напоминает организацию канонического аронзоновского стихотворения, где полно отражателей («искажателей»), направленных не только на объекты пространства, но и на сам субъект. Кажется, разговор о стихах начинается сам собой, но я и не буду противиться этому.