Найти тему
soullaway soullaway

Неубедительная современная скульптура.

В этом мире всё относительно потому я не претендую на то, что видел больше чем кто-то другой. Однако кое-где я всё же бывал в России и, прогуливаясь по нашим городам, обращал внимание на скульптуры. Их у нас хватает и в целом всё это дело можно разделить на три периода. Есть дореволюционный пласт. Он немногочисленный, но всё же прекрасных образцов той культуры хватает. Есть работы советских скульпторов и их много. Рискну предположить, что именно советской монументальной пропаганды вообще больше всего в стране, но ей на пятки начала наступать современность. И это я бы назвал третьим периодом в истории нашей скульптуры. Вот о современной скульптуре и пообщаемся.

Меня не покидает уже довольно давно ощущение, будто бы современные ребята потеряли какой-то важный навык. Я видел сотни современных памятников и все они не вызывают никаких чувств. Хорошо если ещё недоумение и неловкость не начнешь испытывать. Вот вглядитесь в заглавный кадр. Это памятник, между прочим, фронтовой медсестре. Хорошо, пусть художник решил нарушить какие-то правила и показать, как он видит эту самую медсестру, но прежде чем нарушать правила их было бы неплохо знать. А ещё не помешало бы знать анатомию. Потому что без неё мы получаем вот этих жутких истуканов, которых устанавливают повсюду для галочки. Вы можете со мной не согласиться, но этот памятник не похож на живого. Ведь скульптура должна либо казаться живой, либо абстрактной. Если эта медсестра оживёт, то боюсь, она будет персонажем какого-то мистического триллера.

Желание же написать эти размышления возникло у меня после того как я увидел у товарища снимок слесарю-локомотивщику в Тынде. Памятник конечно нужный, потому что железная дорога это прекрасно. Только и тут реализация подкачала. Слесарь вот вообще не ассоциируется со слесарем. Я бы не удивился, если изначально это должен был быть персонаж их тюремного сериала. Тем более у нас же такое любят. Видимо и скульпторы тоже вдохновляются по вечерам.

-2

Из современных памятников ушла лёгкость, куда-то подевались пропорции. И такое ощущение, будто всё для чего предназначены эти каменные истуканы так это для освоения средств. Меж тем памятники это такая же часть пропаганды, как и телевидение. В этом нет ничего плохого, просто тут надо уметь работать. Когда у нас князей изображают вот как на фото ниже, то точно никакая гордость за свою страну не посещает человека.

-3

Скульптура это целая наука и ей нельзя заниматься просто, потому что хочется. Для этого требуются и навыки и талант. Нельзя допускать скульпторов к оформлению наших городов ваяющих нечто такое, как на фото ниже. Вы вглядитесь в эти лица-то. В реальности разве бывают такие? Нет, не бывает. Если мы ведём речь об абстракции, так тогда и костюмы и образы тоже должны быть абстрактными. Но это вообще-то ещё сложнее сделать, чем нечто имеющее отношение к реализму.

-4

По поводу же реализма могу сказать только одно. Натурщик мог бы несколько расширить горизонты. На нём были бы видны и складки одежды, и выражение лица. Наши скульпторы видимо перестали пользоваться услугами этих ребят. На выходе мы имеем весьма сомнительный результат. Если же кому-то кажется, что перед нами неплохой образец скульптуры, то я тут могу сказать одно. Такой человек не видел нормальных памятников.

-5

Рекомендую посмотреть хотя бы на фотографиях, как выглядит знаменитая композиция «Тысячелетие Руси». Вот там действительно детали проработаны и явно скульптор чётко понимал, что хочет сказать. Он не только государев заказ выполнял, но и осознавал, что его работа должна символизировать. Впрочем, скульпторов там было несколько, и группа этих людей знала, как сделать настоящий шедевр. Если же кто-то считает, что тягаться с ребятами из 19 века нельзя, то такому человеку вообще нечего делать в искусстве. И тягаться можно и иногда это получается. Тем более я же веду речь о реализме, а не абстрактных фигурах.

-6

Можно ознакомиться и с работами советских монументалистов. Я видел и Родину-мать и рабочего с колхозницей вблизи и могу сказать, что это великолепные скульптуры. Ну и да, конечно же, я знаю, что рабочий с колхозницей отсылают нас к Древнему Риму. Там была подобная скульптура, и Мухина явно знала об этом. Но взять и процитировать кого-то с собственным новым видением дело-то благое. Это как достать старую новогоднюю игрушку и повестить сейчас на ёлку. Она же будет радовать глаз. Так же и тут.

В первую очередь важно понимать, что Мухина отлично знала анатомию, понимала, как будет смотреться со стороны её произведение искусства и, конечно же, она знала, что будет символизировать эту скульптурная группа.

-7

Ничего даже отдаленно напоминающего мощь советского искусства сейчас нет. Нет ничего и напоминающего мощь дореволюционной России. Скульпторы будто обленились и делают свои работы для галочки. Я могу назвать буквально пару работ, которые кажутся мне интересными, и нет, это не проблема моих капризов. Любой искусствовед согласится со мной, что у нас есть проблема. Ничего из создаваемых сейчас скульптур через сто лет не будут приводить в пример, как я привёл ту же Родину мать.

Что-то важное было потеряно в годы перестройки и это важное никак не могут наверстать до сих пор. Да и заказчики тоже хороши. Такое ощущение, что они принимают работы по принципу – лишь бы было. Можно потом отчёт написать и все вроде бы будут довольны. Только на выходе мы имеем сотни современных скульптур, которые скорее дискредитируют монументальное искусство. И вот об этом следовало бы задуматься. Самое главное заключается в том, что я не верю, что у нас нет талантливых молодых людей, готовых ваять и создавать шедевры. Наверняка есть, но они не вхожи в нужные круги. Вот и имеем на выходе мы такую странную пропаганду, как я показал выше. Грустно, товарищи.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.