Найти в Дзене

Скорбященская церковь в Лосино-Петровском в Тимонино

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Скорбященская храм в усадьбе Тимонино был построен в 1819 году на средства помещицы Дарьи Валуевой в память о победе над Наполеоном. Полное название храма - церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм в стиле ампир и остатки пейзажного парка – это все, что напоминает о бывшей усадьбе Никольское-Тимонино, стоявшей в живописном месте впадения реки Звероножки в Клязьму. До 1930-х годов в Тимонино стояла также деревянная церковь Николая Чудотворца XVII века. История села, вошедшего позднее в черту города Лосино-Петровский, связана с судьбами актера М. С. Щепкина и поэта М. Ю. Лермонтова.

Тимонино на реке Клязьме впервые упоминается в первой четверти XVII в. как поместье братьев Ивана и Михаила Волконских. В 1629-1671 гг. деревней владел князь Андрей Михайлович Волконский, после которого Тимонино и соседние Новинки перешли его сыну Михаилу Андреевичу. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца в селе Тимонино была построена Михаилом Андреевичем Волконским в 1689 году. С этого времени село стало именоваться Никольским-Тимонино или просто Никольским.

-2

Деревянная Никольская церковь в переделанном виде сохранялась вплоть до первой половины XX века. Она была прямоугольной в плане, с пятигранной алтарной частью. Северная и южная стены церкви в 1824 г. были увенчаны фронтонами в стиле ампир с полукруглыми окнами. Тогда же храм был расширен с трех сторон трапезной, а барабан с куполом покрыт железом, на котором были нарисованы ложные окна. К сожалению, этот деревянный храм и отдельно стоящая двухъярусная колокольня были разобраны в 1930-е гг.

Ампирная каменная Скорбященская церковь была построена на средства Дарьи Александровны Валуевой спустя несколько лет после окончания войны 1812 года. Сын помещицы Петр Валуев погиб в Бородинском сражении, и, возможно, что храм в Тимонино задумывался как памятник сыну и всем погибшим защитникам Отечества. Скорбященская церковь была построена из кирпича с деталями из белого камня.

Дарья Александровна Валуева была родной сестрой Родиона Александровича Кошелева – влиятельного придворного сановника, который стоял у истоков Российского библейского общества и, одновременно, слыл человеком, который увлек императора Александра I западным мистицизмом. Портрет тимонинской храмоздательницы Дарьи Александровны Валуевой представлен в издании великого князя Николая Михайловича "Русские портреты XVIII-XIXстолетий".

Портрет Дарьи Александровны Валуевой
Портрет Дарьи Александровны Валуевой

В середине XVIII в. имение Никольское-Тимонино поделили на две части. С 1818 года владелицей второй части усадьбы, от церквей до границы владений Казенной Лосиной фабрики, стала Екатерина Ивановна Иванова (урожденная Кошелева) – родственница Д. А. Валуевой. Ее первый супруг Федор Федорович Иванов был известным русским драматическим писателем, автором популярных пьес "Семейство Старичковых" и "Марфы Посадницы". Иванов устраивал в своем московском доме литературные вечера, на которых бывали дядя великого поэта В. Л. Пушкин, князь И. М. Долгорукий, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и другие.

Самая главная литературная история Тимонино связана с дочерью Федора Федоровича Иванова – Натальей. Советский литературовед Ираклий Андроников писал, что чувства к Наталье Федоровне Ивановой вдохновили М. Ю. Лермонтова на создание цикла стихов, имевших общее посвящение-маркировку "Н.Ф.И". Дочь тимонинского помещика стала проообразом главной героини драмы "Странный человек".

Фото церквей в Тимонино начала XXвека. Источник: Театральный музей им. Бахрушина.
Фото церквей в Тимонино начала XXвека. Источник: Театральный музей им. Бахрушина.

Исследователь творчества Лермонтова Яков Махлевич доказал, что общение Лермонтова и Натальи Ивановой происходило в подмосковном имении Никольском-Тимонино. Пейзажи Тимонино на Клязьме отражены в стихотворении "Видение", вплетенном в текст "Странного человека". Одним из документов, который подтверждал долгое пребывание семьи Ивановых в Никольском-Тимонино в 1828-1831 гг., стали ведомости местной церкви, где были записаны в качестве бывших у исповеди и причастия в Великий пост все члены семьи владельцев села, в том числе и Наталья Федоровна.

Есть предположение, что рисунок Лермонтова "Кавалькада" или "Прогулка верхом" мог быть сделан впечатлением от посещения Тимонина. Рисунок находился в тетради поэта 1832-1834 гг. На нем изображены мужчина и женщины, едущие верхом на лошадях и слева от них – домик на пригорке. По мнению литературоведа, этот пригорок легко узнавался в рельефе побережья Клязьмы в окрестностях Тимонино.

-5

В середине XIX в. часть имения, в которой находились две церкви, и которым владели когда-то Валуевы, выкупил Николай Михайлович Щепкин – сын знаменитого артиста театра Михаила Семеновича Щепкина. В письме 1857 года, адресованном Тарасу Шевченко, Щепкин приглашал друга в Никольское-Тимонино:

Ежели тебе очень хочется увидеть мою старую фигуру, то можно приехать: у сына под Москвой есть дача, в 40 верстах, Никольское, не доезжая Москвы за две станции, Богородского уезда, версты три от дороги по Владимирскому тракту, – то ежели не раздумал, все-таки прежде извести аккуратно, когда выедешь, потому что нужно приготовить комнату для житья.

Николай Михайлович Щепкин и сам был личностью незаурядной. В начале 1860 гг. Щепкин стал гласным Московской городской думы, и занимал эту должность до самой смерти. Наиболее известен Николай Щепкин стал благодаря своей издательской и просветительской деятельности. Большое влияние на выбор жизненного призвания оказали его друзья – писатель Н. В. Станкевич и историк Тимофей Грановский. Через них Щепкин познакомился с миллионером и библиофилом К. Т. Солдатенковым. Вместе с последним Щепкин создал типографию, где печатал поэтические сборники Кольцова, Огарева, Полежаева, драмы Шекспира в переводе Кетчера, сборники русских сказок и легенд А. Афанасьева, двенадцать томов сочинений Белинского, записки своего отца М. С. Щепкина и многое другое.

-6

Богослужения в Скорбященской церкви села Тимонино продолжались до начала 1960-х годов. Затем храм был закрыт, и в нем размещались склад, спортзал, помещение для домашей скотины. С конца 1990-х годов начался процесс возрождения храма. Приходскими святынями сегодня являются чтимая икона "Всех Скорбящих Радость" и образ св. Иоанна Предтечи.