В предыдущей статье я рассказывал про законодательные инициативы по регулированию майнинга криптоварют в России. В этой статье, я буду рассматривать законопроект о «Обеспеченных стейблкоинах». Давайте рассмотрим, что это и как это будет функционировать на практике.
На рассмотрении в государственной думе находится законопроект № 540256-8, который призван дополнить и изменить уже существующий Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ. Так, предлагается разрешить частичное использование криптовалют, а именно путем введения «обеспеченных стейблкоинов», для оплаты цифровым финансовым активом товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.
Что такое «обеспеченный стейблкоин»?
Законодатель дает обеспеченным стейблкоинам следующее определение - это цифровые активы, которые стремятся поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к различным активам (фиатной валюте, драгоценным металлам и так далее) или корзине различных активов.
Правовое регулирование стеблкоинов в России и мире. Финансовое обеспечение и зона применения «обеспеченного стейблкоина».
В зарубежной практике к стейблкоинам, как правило, применяются регуляторные требования по аналогии с регулированием депозитов, фондов денежного рынка и ценных бумаг. При этом должны выполняться требования по раскрытию информации, финансовой устойчивости, обеспеченности, а также сохранности резервных активов и независимому аудиту (США, ЕС, Швейцария).
В настоящее время, Российским законодательством правовой режим стейблкоинов не урегулирован.
Российский законодатель, пытается быть уникальным во всем. Вместо применения устоявшейся терминологии и правил функционирования системы, нам стараются навязать свое «особое видение».
Предлагаемый к применению «обеспеченный стейблкоин», планируется обеспечить золотом.
Устанавливается ограниченный круг применения цифрового актива. Предполагается, что новый стейблкоин может стать валютой расчета в рамках экспортных сделок, не становясь при этом средством платежа за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары либо средством расчета между физическими лицами на территории Российской Федерации.
Возможность использования криптовалют в расчетах по внешнеэкономической деятельности допускается Банком России для внешнеторговых сделок при условии, что криптовалюта не будет использована в качестве средства платежа на территории Российской Федерации.
Законодатель полагает, что указанная мера позволит разрешить сложности, связанные с невозможностью или существенными ограничения в осуществлении трансграничных платежей по результатам внешнеэкономической деятельности, возникших в результате применения экономических санкций.
При этом, делается акцент на том факте, что разрешение использования стейблкоинов во внешнеторговой деятельности не приведет к неправомерному их использованию, поскольку на территории Российской Федерации расчеты стейблкоинами будут по-прежнему запрещены.
Личное мнение, по предлагаемой законодательной инициативе.
1. Любая валюта, для использования ее всеми участниками рынка, должна быть ЛИКВИДНОЙ, на нее должен быть сформирован спрос.
Не может иметь обращение валюта, которая никому не нужна, в силу различных причин.
Так, ранее наложенные санкции, будут дополнительно наложены и на создаваемую Россией международную криптовалюту, которую будет невозможно продать за пределами территории РФ, а поэтому такая идея обречена на провал. Как пример, опыт Индии с использованием цифровой рупии (CBDC-R), для расчетов на розничном рынке, который завершился провалом.
2. Для работы создаваемого цифрового актива, по моему личному мнению, законодателю необходимо пересмотреть не только законодательство. Основным структурным изменениям должны подвергнуться позиции государства к бизнесу, системе власти и гражданам.
3. Предлагаемая к выпуску криптовалюта, привязанная к золоту, безусловно хороша. Это возврат к системе финансового мироустройства, существовавшему до Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Именно после этой конференции было начато победоносное шествие «Доллара США» по всему миру. Однако, это устанавливает ограничение на количество выпускаемого криптоактива.
4. Наличие единого эмиссионного центра, установление ограниченного круга лиц, допущенного обращению криптовалюты (кумовство), также приведет к краху этой идеи.
5. Предусмотренные действующим законодательством России, способы функционирования цифровых финансовых активов, не могут работать по следующим основаниям:
5.1. Санкции от 12 июня 2024 г. наложенные на "Московскую биржу", Национальный клиринговый центр (НКЦ) и Национальный расчетный депозитарий (НРД). Ограничения введены в отношении одной из двух бирж, созданной в соответствии с 259-ФЗ, а именно ММВБ. Введение санкций на СПБ Биржу, вопрос времени.
5.2. Санкции от 25.03.2024 против российских операторов цифровых финансовых активов (ЦФА) и блокчейн-сервисов. В списке компании «Атомайз», «Лайтхаус», «Системы распределенного реестра», Web3 Tech, B-Crypto и другие.
Санкциями существенно ограниченны компании, внесенные в реестры ЦБ РФ, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ по допуску криптовалют на финансовый рынок и их учету.
С реестрами ЦБ РФ, официально допущенных организаций, к рынку криптовалют, можно ознакомиться по ссылкам ниже:
Реестр операторов информационных систем.
Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ООЦФА).
Как поступил бы я.
Приняв мысль, что действующая законодательная база не жизнеспособна, а времени на «договорняки» уже нет, так как оплачивать за иностранные товары нужно было еще вчера, то начал бы применять активные действия по полному перестроению существующей системы, понимая то, что многим «сильным мира сего» это не понравится, но выбора нет.
Необходимо выработать единый механизм, по функционированию криптовалют в РФ, принимаемый всеми участниками рынка.
Сделать «мертворожденный» Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ реально действующим, пересмотрев в нем множество положений, разрешив доступ к крипторынку и финансовым услугам не только «своих», но и обычных граждан.
Помимо этого, вспоминается старая шутка «нельзя быть наполовину беременной». Невозможно запретить что-то на половину, при этом на половину разрешив. Не получится использовать криптовалютные сделки только в международных отношениях, запретив или ограничив криптовалюты внутри страны. Нужны источники формирования денежных средств в криптовалюте, посредством введения возможности оплаты в криптовалюте товаров и услуг, за счет чего рынок сам будет устанавливать курс. Обменные курсы на «карманной» бирже, устанавливаемые искусственным способом, приведут к формированию второго «черного» рынка. Также, это решит вопрос о уплате налогов, от доходов полученных в криптовалюте, которые отсутствуют в настоящее время. Вернее, исчисляются они неверно налоговым органом, что создает массу проблем. О таком доначислении я писал тут.
Наилучшим способом решить данный вопрос, будет невмешательство государства. Дайте людям возможность работать и система будет построена предпринимателями самостоятельно, в кротчайшие сроки, да так, что ни одни санкции не смогут ее остановить. Нужно только не мешать!
Согласен, государство хочет держать все в своих руках и видит в этом риск существования действующей финансовой системы, выстраиваемой долгие годы. Но сколько можно держаться за старые механизмы, которые уже не работают и вредят развитию общества и государства? Возможно, пришло время построить новую финансовую систему, действующую на иных принципах, соответствующих сегодняшнему дню.
С уважением, ваш Economic Crime Lawyer!
Хотите разобраться в тонкостях финансового права или вам нужна защита адвоката в уголовных делах по экономическим преступлениям? Добро пожаловать на Telegram-канал «Economic Crime Lawyer»!
На канале:
· 🔎 Разбор актуальных юридических кейсов из области экономики и криптовалют.
· 📈 Аналитика изменений законодательства и их влияния на ваш бизнес.
· 💡 Советы по защите интересов компаний и предпринимателей.
· 💰 Уникальная информация о правовых аспектах работы с криптовалютами.
Чем могу помочь:
· Защита адвоката в уголовных делах по экономическим составам преступлений.
· Консультации юриста по делам, связанным с криптовалютами и финансами.
· Юридическая поддержка бизнеса: от предотвращения рисков до решения споров.
· Представительство в суде и сопровождение сложных юридических процессов.
· Многое другое.
Есть вопросы?
Задавайте их в комментариях или свяжитесь с моим представителем (контакты в описании Telegram-канала «Economic Crime Lawyer»). Мы найдём решение, которое поможет вам защитить ваши права и интересы.
Обратная связь помогает развивать канал, а ваши вопросы — создавать больше полезных материалов!
Подписывайтесь, и будьте уверены в своей защите!