Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Армия позднего Средневековья.

Быть пехотинцем в средневековой армии - такое себе развлечение, если честно. Особенно, если мимо окна твоего дома проносится "эпоха рыцарей". Яркость геральдических котт и знамен, благородство рыцарей, прекрасные дамы и баллады на староокситанском - все это, конечно, прекрасно. Но не для бедолаги, которого судьба занесла в ряды пехотного ополчения. Судьба пехоты времен классического Средневековья незавидна. Никогда, ни до, не после этого славного времени, обычный ополченец не чувствовал себя на поле боя так некомфортно. Военное дело для него, казалось, остановилось. И на протяжении двух с половиной веков, пехотинец выходил на поле боя одетым в толстый стеганый ватник, держа в руках копье и большой щит. А если ему очень повезло, то у него был и шлем. И вот как с этим, простите, останавливать забронированных по самые брови благородных рыцарей? Но, к счастью, эти страшные времена однажды закончились. Европа, пережив очередную Научно-техническую революцию, широкими шагами двинулась к светл

Быть пехотинцем в средневековой армии - такое себе развлечение, если честно. Особенно, если мимо окна твоего дома проносится "эпоха рыцарей". Яркость геральдических котт и знамен, благородство рыцарей, прекрасные дамы и баллады на староокситанском - все это, конечно, прекрасно. Но не для бедолаги, которого судьба занесла в ряды пехотного ополчения.

Судьба пехоты времен классического Средневековья незавидна. Никогда, ни до, не после этого славного времени, обычный ополченец не чувствовал себя на поле боя так некомфортно. Военное дело для него, казалось, остановилось. И на протяжении двух с половиной веков, пехотинец выходил на поле боя одетым в толстый стеганый ватник, держа в руках копье и большой щит. А если ему очень повезло, то у него был и шлем. И вот как с этим, простите, останавливать забронированных по самые брови благородных рыцарей?

Но, к счастью, эти страшные времена однажды закончились. Европа, пережив очередную Научно-техническую революцию, широкими шагами двинулась к светлому капиталистическому будущему сразу во всех направлениях. Механические кузницы ковали все больше и больше оружия и доспехов, появились наемники вроде швейцарцев и ландскнехтов, а пехота играла все большую роль на полях сражений.

И, казалось бы, что жизнь простого пехотинца, занесенного своей неудачей на поле боя, должна была стать немного легче. Ну или хотя бы безопаснее. Ну, на самом деле. На дворе уже давным-давно позднее Средневековье и прогрессивный XIV век с его пластинчатой броней, длинными пиками и даже первым огнестрелом. Ну не может же быть у пехотного ополчения все так же плохо, как было три века назад? Да и самого пехотного ополчения, наверное, уже быть не может. Или нет? Давайте разбираться.

Армия позднего СРедневековья это же наверняка примерно вот так! Правда же?
Армия позднего СРедневековья это же наверняка примерно вот так! Правда же?

Все верно, дорогие друзья. Сегодня мы будем говорить о армии позднего Средневековья. Той самой пехотной армии, которая, как мы совершенно точно знаем, гоняла невесть что возомнивших о себе рыцарей по полю боя пиками и алебардами. Останавливаясь только для того чтобы натереться кремом от загара. А поможет нам в этом целый комплекс источников, в основном, конечно, налоговых, написанных в 1395 году крайне неприятными людьми. Теми самыми, что проводили сбор Хебского ополчения и решали, достаточно ли хорошо готовы служить местные земли королю и сколько им для этого нужно оружия, доспехов, арбалетных болтов, а главное, денег.

Но начать требуется даже не собственно с ополчения и снаряжения, а со славного города Хеб и его окрестностей. Со времен правления Карла IV вольный город Хеб был местом богатым, и войны, бушевавшие на землях Священной Римской Империи и ее соседей, затрагивали его не очень сильно. И из-за этого люди, что проживали в тех краях, считались зажиточными и состоятельными.

Конечно же, жизнь у каждого складывалась по-разному, но в целом жизнь тут была попроще, а в кошельках горожан и сельских жителей серебро встречалось значительно чаще, чем в целом в Чехии, Священной Римской Империи, а значит, и по всей Европе. Почему это важно? Да потому, что, начиная говорить про ополчение позднего Средневековья, мы с вами должны понимать, что рассматривать мы будем не беднейшие территории, а совсем наоборот - довольно богатые земли, способные выставить армию качеством даже лучше, чем "в среднем по больнице".

И вот теперь, окончательно расставив все на свои места, можно уже переходить и собственно к армии.

Нет, Армия позднего Средневековья, это скорее так.
Нет, Армия позднего Средневековья, это скорее так.

И главное, конечно, это её численность. Из Хебских земель в году 1395 должно быть выставлено 1237 человек, не считая городских войск и рыцарей, приходящих на службу по земскому и ленному праву. Ну, с рыцарством мы разберемся немного позже. А сейчас нас волнует главный вопрос: а почему мы не считаем войска, которые должен был выставить собственно город? Там же наверняка жили самые богатые люди, и ополчение оттуда было самым лучшим?

Ну, тут все просто. Хеб был вольным городом и нес свои повинности перед короной другим способом, поэтому во время сбора королевской армии не учитывался. Из него, конечно, тоже мог прийти отряд, но это были уже совсем другие товарно-денежные отношения, о которых сегодня говорить мы не будем.

Но, кажется, мы отвлеклись. Из ста трех дюжин ополчения, конницы было - 83 человека, копейщиков - 570, арбалетчиков - 272 человека, 281 человек в документах были обозначены как панзерники (pancéníci) и оставшиеся 31 человек проходили по графе - нищие. Ну что же, давайте разбираться, кто есть кто и причем тут вообще нищие.

В дело пойдет вообще все.
В дело пойдет вообще все.

И начнем мы с самой большой группы - с копейщиков. Эти славные воины должны были прийти на войну, имея с собой стёганый доспех, пару защитных перчаток, "железную шляпу" и копье. Щит не был обязательным, но если ополченец приносил его, то мог рассчитывать на определенные преференции.

О стеганом доспехе мы уже много раз говорили и не будем на нем останавливаться подробно. Фактически это толстая куртка, набитая отходами шерстяного прядения, конским волосом и даже мелкими обрезками ткани. Вся эта конструкция плотно набивалась и хорошо простегивалась, превращаясь в итоге в не очень хороший, но чрезвычайно дешевый заменитель металлической нательной брони. "Железная шапка", это известный всем шлем "шапель", простая и крайне надежная конструкция, использовавшаяся к XIV веку опять же, как дешевый заменитель нормального шлема.

С защитными перчатками же все немного интереснее. К началу позднего Средневековья металлические защитные перчатки оказались самым востребованным для пехоты элементом защиты и производились в довольно большом количестве, став, поэтому, далеко не самым дорогим снаряжением. Делались они как из кольчужных, так и из пластинчатых элементов. Иногда разные виды защиты комбинировали, собирая совершенно уже монструозную защиту кисти.

Стандартный копейщик, одна штука.
Стандартный копейщик, одна штука.

И, несмотря на довольно странный комплект вооружения основной массы пехотного ополчения, был он, в общем, логичным, если говорить о соотношении цена-качество. Большой щит почти полностью закрывал ополченца от обстрела и большинства ударов в рукопашном бою, оставляя без защиты только правую руку, держащую копье. Ну и голову, понятно. Но на голове был шлем. Впрочем, иногда шлема не было.

Записи говорят, что каждый двенадцатый копейщик не имел шлема, а четверть не имела защитных перчаток. Зато 8 человек, кроме копья и щита притащили на смотр еще и арбалет, а 89 имели с собой два стеганых доспеха. Надевали они их один на другой или просто принесли похвастаться, в надежде получить дополнительные преференции - неясно.

Вот в таком примерно виде, и шла в бой большая часть пехоты позднего Средневековья. И нужно сказать, что все это не сильно отличалось от того, в чем выходили в бой их пра-пра-пра-пра-прадеды пару веков назад. Ну, разве что о защите рук в то время никто не думал, ну и щиты были другой формы. А так, сходство до стадии смешения.

А это пехота со щитами. А некоторые даже с алебардами.
А это пехота со щитами. А некоторые даже с алебардами.

Вторыми по численности в ополчении были панзерники. И если ты, дорогой читатель, увидев это название, обрадовался за средневековую пехоту и представил себе бронированных воинов вроде первой линии ландскнехтской банды или швейцарской баталии, то спешу тебя разочаровать. В землях Чехии, панзерниками назывались воины в кольчужных рубахах ("panczer", в чешских источниках - "pancie "). Да никаких бригантин или упаси Боже, кирас. Простая кольчужная рубаха с коротким подолом и рукавами до локтя.

Причем наличие кольчуги у ополченца было настолько серьезным аргументом, что сразу же переводило его из простых копейщиков в категорию лучшие воины земли Хебской. Такие воины должны были по возможности заменять щит и копье на судлицы (древковое колюще-рубящее оружие), глефы или любое другое двуручное оружие наподобие алебарды.

Все остальное снаряжение панзерника не отличалось от того, в чем шел в бой копейщик вообще никак. Под кольчугу он надевал стеганку, а из дополнительной защиты имел ту же "железную шапку" и защитные перчатки. Впрочем, и тут, понятно, не обходилось без недостачи. Проверяющие жаловались, что не все лучшие воины края приходили с защитой рук, а некоторые даже не имели шлема.

Лучшие воины Хебских земель, это примерно так.
Лучшие воины Хебских земель, это примерно так.

Для того чтобы записаться в арбалетчики, ополченец должен был принести с собой кольчугу и арбалет с запасом болтов. Вообще, арбалеты встречаются и в снаряжении копейщиков, но арбалетчиками их при этом никто не называл. Именно окольчуженый стрелок считался арбалетчиком, и никак иначе. При этом, присутствие большого щита, как и у копейщика, не было обязательным, однако его наличие тоже приносило дополнительные преференции.

Нужно отметить, что дуги у арбалетов XIV века все еще в массе своей деревянные. И по эффективности такой стрелок уступал лучнику того же периода примерно во всем. В дальности, точности, скорострельности и даже пробивной силе. Единственный, пожалуй, но несомненный плюс этого прославленного в веках оружия был в том, что научить стрелять из него можно было даже обезьяну. Ну или податного крестьянина, еще вчера крутившего хвосты коровам.

Кстати, боеприпасами стрелков - ополченцев, в военное время обеспечивали централизовано, и с собой они должны были принести всего две дюжины арбалетных болтов. Предполагалось, что их хватит до тех пор, пока не подойдет первый обоз со снаряжением.

Это не настоящий арбалетчик. У него кольчуги нет.
Это не настоящий арбалетчик. У него кольчуги нет.

Что касается кавалерии, то вся она была панзерной, то есть это были окольчуженые всадники, обязанные иметь при себе шлем и копье. И снова почему-то щит был обозначен как желаемая, но не обязательная функция. Впрочем, конечно, у большей части всадников он был. А еще в арсенале такой кавалерии попадалось, кажется, вообще все, от "крестьянского меча" до арбалета.

В общем, типичная иррегулярная кавалерия. Ну, разве что бронированная, чуть лучше, чем ее восточные коллеги того периода. Если нужно, может преследовать бегущих, если прикажут - прогонит надоедливых стрелков, но вот драться лоб в лоб с другой конницей или пехотой не умеет совершенно. Не для того предназначена.

Впрочем, иногда таких всадников, за неимением лучших, ставили сразу за рыцарями. Предполагалось, что они способны развить успех после того, как бронированный кулак рыцарской кавалерии проломит вражеский строй и обратит в бегство самых стойких противников. Не сказать, что даже с этой задачей конное ополчение справлялось отлично. Все таки XIV век на дворе. Но война - это всегда поиск любых возможностей, и окольчуженая кавалерия была не самой бесполезной силой на полях сражений того времени.

Панзерная кавалерия.
Панзерная кавалерия.

Кстати, тут нужно на секундочку отвлечься от нашей армии и обратить свое внимание на рыцарство этих земель, что по ленному и земскому праву так же выставляли свои силы на смотр. С той же примерно территории в 1392 году прибыло шесть рыцарских копий (kopy) в составе которых было 13 "шлемов" (helm), коим термином обозначали всадников в тяжелых латных и пластинчатых доспехах, идущих в бой с длинными рыцарскими копьями. А так же девять прочих всадников, чье вооружение состояло из "копий, мечей и арбалетов".

  • Защитное снаряжение конных слуг рыцаря было дешевле, легче, обычно состояло из кольчуги с элементами пластинчатых доспехов, таких как поножи, наручи, латные перчатки. Их комплект назывался «drabgeschire», и сопровождался копьём, реже арбалетом. Кнехт, таким образом, был должен явиться в кольчуге, железной шляпе, перчатках и защите ног

То есть против тысячи двухсот человек сельского ополчения, местное рыцарство не могло набрать и трех десятков конных воинов. Понятно, что ситуация с Хебом и окружающими землями была несколько особой. В округе вольного города не могло быть много земель титулованной аристократии, а значит, и рыцарей было негусто. Но в общем и целом порядок цифр, который мы видим в документах того времени, весьма красноречиво говорит о многом.

Количество рыцарской, да и просто тяжелой профессиональной кавалерии буквально за век сократился просто катастрофически. Средневековое войско, чем дальше, тем больше превращалось в армию. Причем в первую очередь пехотную. И качество ее было.... Ну, мягко говоря, такое себе.

Те самые кнехты.
Те самые кнехты.

Но не будем делать поспешных выводов и вернемся к нашему сельскому ополчению. Вернее, к последним его представителям, что в обозначены в документах как нищие. 31 человек, прибывших на смотр, не имели никакого своего оружия. Вооружение "надлежащего качества" им дожжен был предоставить "земельный арсенал", находившийся в ведении местных властей.

Оттуда же ополчению выдавались арбалетные болты, а пехота, скорее всего, полностью или частично обеспечивалась большими щитами. Ну, по крайней мере, образцы таких щитов из подобных арсеналах сохранились. Там же находились ремонтные мастерские и кузницы. Ну и торговцы, понятно, готовые продать ополченцу вообще все что угодно. Были бы деньги.

Ну и теперь, ознакомившись с «Описью ополчения Хебской области за 1395 год» и не забыв о рыцарстве этих земель, мы можем примерно представить, как выглядела армия времен позднего Средневековья в этой вашей средневековой Европе.

Большой пехотный щит.
Большой пехотный щит.

И большую ее часть, примерно 45% составляли обычные копейщики пехотного ополчения, вооруженные копьями и большими щитами и защищенные в реалиях конца XIV начала XV века чуть менее чем никак. Еще 25% пришедших на поле боя, это была та же самая пехота, но несколько лучше бронированная. Короткорукавные кольчуги, латные перчатки, налокотники, все это конечно было совсем не лучшей защитой для бойца, чьей задачей было встречать вражескую атаку в первых рядах. Но даже такая скудная защита давала хоть какую-то надежду выйти из сражения без лишних дырок в организме.

Чуть более 20% войска составляли стрелки всех видов и формаций. И это были не только арбалетчики, хотя их количество увеличивалось, чем дальше, тем больше. Английские, шотландские, балканские лучники, были все еще заметны в Европейских армиях, но их время проходило. Все чаще на полях сражений перестрелку вели именно арбалетчики, ставившие перед собой в качестве защиты огромные павезы. Они же обороняли и осаждали замки. В общем, пользуясь тем, что на одного подготовленного лучника можно выставить троих вчерашних крестьян демпинговали стрелковый рынок со страшной силой.

Еще 6% войска составляла иррегулярная кавалерия городского и сельского ополчения. Так же, в общем не сильно защищенные всадники, не пригодные для решительной атаки, однако способные создать противнику определенное количество проблем. И только 4% от всей армии позднего Средневековья составляли
военные профессионалы, рыцари и их люди приходящие на войну по земскому и ленному праву. Конечно же, еще были рыцари, что приводила с собой титулованная аристократия и королевский двор, но даже с ними количество тяжелой ударной конницы в армии не составляло и 10%

Рыцарь достоинств невероятных.
Рыцарь достоинств невероятных.

Одним словом, с тех далеких времен, когда на поле Гастингса "эпоха рыцарей" втоптала в кровавую грязь "эпоху викингов" ничего существенно не изменилось. Ну, разве что, собственно рыцарей на поле боя стало заметно меньше. Примерно втрое. И это было неизбежно. Чем дальше, тем дороже обходилось королевству. рыцарская конница.

Уже к середине XIV века, рыцарь превратился из всадника, чьей защитой была в основном кольчуга, в защищенную пластинчатой броней и вооруженную чрезвычайно широкой номенклатурой вооружения боевую единицу, чаще всего выполняющую на поле боя функции современной бронетехники. А много танков - это конечно хорошо, с одной стороны, но с другой чертовски дорого.

И вот, собственно, эта непрактичности и дороговизна и убила рыцарство. Зачем платить больше, если за половину тех денег, что уходит на поддержание боеспособности благородного до невозможности воина, можно собрать неслабый такой отряд и вооружить его глефами и арбалетами. После чего, пользуясь перевесом 20 к 1, просто размазать и самого рыцаря, и всех его отлично обученных и высокомотивированных спутников. Вот такой вот прогресс военного дела и вот такая научно-техническая революция.

Средневековая НТР это когда втроем на одного. А лучше впятером.
Средневековая НТР это когда втроем на одного. А лучше впятером.

Но погоди, автор, — воскликнет самый образованный читатель, а как же наемники, швейцарцы там всякие и ландскнехты? Ну конечно, куда же без них. Впрочем, ландскнехты появятся еще только через почти полвека, а вот швейцарцы уже тридцать лет как топчут поле боя, попутно поясняя европейским полководцам, сделавшим ставку на дешевое ополчение, как на самом деле эта пехота должна воевать.

И, кстати, именно потому, что большая часть Европейской пехоты к середине XIV века была, мягко говоря, не лучшего качества, швейцарцы и стали законодателями Европейской военной моды позднего Средневековья. А по совместительству - самыми желанными наемниками. И продолжалось это до того самого времени, когда появившиеся выскочки - ландскнехты не решили подвинуть их с верхних строчек рейтинга. Впрочем, разборки наемников во времена позднего Средневековья, это уже совсем другая история.