Конец – делу венец. Народная мудрость предупреждает нас о том, что самое важное будет в финале. Помните про Штирлица, который вернулся за снотворным. Ему вовсе не нужно было лекарство, но Штирлиц знал, что «запоминается последняя фраза», и в том же романе Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» читаем:
«Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора».
А если последняя фраза у всех одинакова, запомнится ли тот, кто её произносит?
В процессе подготовки выступления мы много внимания уделяем началу, а когда дело доходит до последнего слайда, с облегчением ставим традиционное «спасибо за внимание». Штампы стирают смысл и снижают ценность вашего выступления. Давайте рассмотрим другие способы концовки. А поблагодарить за внимание нужно обязательно. Просто формы для благодарности в русском языке гораздо разнообразнее, чем формальный слайд «спасибо за внимание».
Если вы хотите, чтобы вас запомнили, сделайте слушателям комплимент, похвалите аудиторию:
- Вы сегодня были очень внимательны. Редко встречаю такую умную и заинтересованную аудиторию.
- По вашим глазам, вопросам из зала и аплодисментам я понимаю, что наша встреча прошла не зря.
- Я благодарю вас за внимание и живое общение, которое доставило мне удовольствие.
А если вам нужно отразить финал на слайде презентации, то сделайте его максимально полезным
- Сейте доброе и вечное: разместите там, например, цитату Экзюпери о том, что единственная настоящая роскошь на земле - это «роскошь человеческого общения»
- Подарите пользу: кратко закрепите основные выводы своего выступления, оформив их в удобную для дальнейшего использования «шпаргалку». Этот слайд ваши слушатели смогут использовать отдельно как памятку или как выжимку важного, что останется на память о вашей встрече.
Ещё несколько неуместных концовок, которыми любят завершать свое выступление некоторые спикеры, звучат примерно так:
«На этом у меня всё».
«Это все, что я хотел сказать».
«Я всё».
Финал с такой концовкой выглядит неумело и беспомощно. Для меня это знак плохо подготовленного выступления. Общение оборвано. А может, и не нужно, не планировалось. Человек выступил, самореализовался, а зрители - это просто фон. В такие моменты аудитория ощущает, что ею просто воспользовались. Неприятное впечатление.
Исправить эту ситуацию может такой прием: сразу с начала подготовки своего выступления продумывать концовку.
Если ничего не приходит в голову, то выручит прием «кольцевой композиции», когда в конце вы повторяете тезис, с которого начали. Вновь возвращаетесь к теме, но уже с утвердительным посылом «что и требовалось доказать».
Высший уровень мастерства оратора - забота о своей аудитории. Продумать концовку - значит уважительно отнестись не только к своему материалу, но и к своему зрителю.
Сопричастность проблемам людей, пришедших слушать вас, вовлеченность в их интересы сделают любое ваше выступление интересным, полезным и запоминающимся.