Найти тему
Relocator.cc

В России планируется ужесточение миграционной политики: сравниваем предложения с опытом других стран.

Оглавление

В сегодняшних заголовках газет и многочисленных российских информационных порталах появились красочные заголовки о том, что в России анонсирован проект под названием "Кадры", который по своей задумке должен упорядочить стихийную миграцию из стран ближнего зарубежья (преимущественно, средней Азии) в Россию и привлечь в страну именно те кадры для тех предприятий, которые нужны в стране. То есть, фактически, поставить на "широкие рельсы" целевой, контролируемый найм.

По текущим правилам для того, чтобы работать в России, в зависимости от страны происхождения мигрант должен либо получить патент/разрешение на работу, либо и вовсе только продемонстрировать трудовой договор с приглашающей организацией (что касается граждан стран ЕАЭС). Подробностей реализации проекта "Кадры" еще нет, но предполагается, что он должен обеспечить контроль за мигрантами на протяжении всего срока занятости иностранного гражданина, а не только во время въезда в страну и регистрации своего статуса.

В частности, предполагается внедрение следующих правил:

  • "привязка" работника к конкретному работодателю
  • 30 дней на смену работодателя в случае увольнения
  • дактилоскопический и прочий контроль до въезда в Россию
  • создание единого центра занятости, поставляющего мигрантов на внутренний рынок труда

Возможно, российским законотворцам получится что-то подсмотреть из успешного международного опыта и наоборот, обезопасить себя от принятия решений, которые не прижились за рубежом.

Мы пожелаем удачи начинаниям соответствующих сотрудников компетентных органов, но перед этим посмотрим - как устроен процесс найма иностранных специалистов в других странах, и насколько хорошо эти процессы работают сейчас.

#1 - Проверка действительности основания для пребывания и "привязка" к работодателю

В первую очередь мы рассматриваем европейские страны, которые сейчас активно заняты тем, что компенсируют нехватку локальной рабочей силы приезжими с востока. Сейчас большой популярностью пользуются иностранные специалисты из Индии, Пакистана, арабских и африканских стран. Не обходят вниманием и выходцев из стран бСССР, которые в поисках лучшей доли тоже активно едут в страны преимущественно восточной Европы - Литву, Польшу, Венгрию.

Как же работает контроль пребывания в условной Чехии или Сербии?

В большинстве стран, куда может поехать сотрудник, работодатель обязан сразу же сообщать о вашем увольнении, а у бывшего сотрудника есть 30-90 дней на поиск новой работы. В случае, если работа не будет найдена, мигранта выдворят из страны.

В некоторых случаях фактический контроль за увольнением сотрудника весьма слаб, то есть его карточка вида на жительство может и не быть аннулирована сразу. Тем не менее, контроль за действительностью трудоустройства есть почти везде.

#2 - Контроль мигранта до прибытия в страну

Свежеиспеченные мигранты в большинстве случаев могут прибыть в Россию по безвизовому режиму, и решать вопрос своей легализации уже "по ходу". Это весьма удобно, однако подобная привилегия - это не очень частый случай.

В некоторых странах вы действительно можете сменить основание для своего пребывания с любого на любое, находясь уже внутри страны. Так, если вы находитесь в США в практически любом легальном статусе, то вы можете не выезжая из страны оформиться на работу, на обучение, на воссоединение с гражданином США или по любому другому основанию. В данном случае главное - попасть в страну легально.

-2

Но опыт США понравился не всем. Например, если вы планируете поехать работать даже в такую бедную европейскую страну, как Албанию - то вам необходимо будет оформить D-визу с рабочим основанием еще до прибытия в страну. Приехать по туристической визе и оформиться на месте не выйдет. Схожие правила будут работать и в некоторых других европейских странах, особенно тех, кто уже устал от злоупотреблений либеральностью трудового законодательства.

Например, Финляндия недавно запретила прибывающим в страну с целью получения политического убежища, менять свое основание для пребывания на протяжении всего нахождения в стране. В частности, если человек прибыл в страну и запросил убежище, то он не сможет "перебиться" на "рабочую" статью, найдя себе простейшую работу в закусочной только ради надежного вида визы, предполагающего последующую натурализацию и получение гражданства.

С другой стороны - Португалия, Норвегия и Германия целенаправленно выдают квалифицированным специалистам визы для поиска работы, по которым они могут приехать в страну и найти работодателя уже на месте. То есть, единой политики в этом вопросе нет, но поощряют "подачу по работе" на месте те страны, которые не страдают от изобилия мигрантов. Например, балканские страны, включающие Болгарию, Румынию и Венгрию, традиционно страдающие от трафика нелегальных мигрантов в более богатые европейские страны, совершенно не торопятся ослаблять свое законодательство - даже несмотря на нехватку рабочих.

Единого мнения по этому вопросу нет, но "подачу на месте" приветствуют не все.

#3 - Создание единого механизма массовой занятости

Подобный опыт был введен в эксплуатацию в Южной Корее - и он показывает себя не с лучшей стороны.

Корея - традиционно очень привлекательное место для нелегальной работы. "Туристы" приезжают в страну и нелегально работают, получая зарплату, которая намного больше того, что они могут заработать в родной стране, иногда эта разница составляет 5-7 раз и более. То есть, условия очень выгодные.

-3

В Корее жуткая нехватка рабочей силы, то есть очень сильно не хватает рабочих, что является большой проблемой для местного бизнеса. В сезон сбора урожая чернорабочим платят большие сверхурочные, а местные бизнесмены занимаются круглогодичным наймом, только чтобы у них были руки, могущие удовлетворять нужды бизнеса.

Что же придумали в Корее?

В Корее сделали государственную систему, которая позволяет потенциальным сотрудникам пройти тест на знание корейского языка, сделать медицинское освидетельствование, и через специальный центр занятости у себя в стране зарегистрироваться в системе, которая позволяет корейскому работодателю выбрать случайных работников по квоте, чтобы потом запросить для них визы, чтобы они могли эти визы получить, и приехать на работу в Южную Корею.

Что из этого получилось? Для рядового сотрудника, который хочет поехать на легальную работу, проблемы начинаются уже на стадии сдачи экзамена по корейскому языку - экзамены проводятся несколько раз в год, и записаться на них бывает очень проблематично.

Медицинское обследование надо проходить исключительно в государственных медицинских центрах, а сам работник не может устроиться на работу к какому-то конкретному работодателю как неквалифицированный сотрудник - его "определят" туда, куда получится. И когда получится. И как получится. То есть - случайным образом.

Что получилось в итоге? Несмотря на попытки устраиваться на работу легально, все как работали нелегально, так и работают.

На наш взгляд, в текущей реализации корейская система по привлечению неквалифицированных рабочих полностью провалилась, и просто подталкивает мигрантов к нелегальной работе - несмотря на полицейские рейды и попытки контролировать миграцию на внешних границах.

Выводы: несмотря на очевидные плюсы контролируемой миграции, введение бюрократически тяжелых преград для мигрантов способно "задушить" бизнес, сместив акцент соискателей в сторону европейских стран, которые способны предложить хорошие жизненные условия и зарплаты - и оставив стройки без строителей, такси без водителей, и так далее. Все зависит от успешности реализации и практической работы миграционных механизмов.

Если вы думаете, куда поехать на работу - обращайтесь к нам, у нас всегда есть высокооплачиваемые зарубежные вакансии.

Если вы куда-то едете, то бронь билетов, гостиниц - только с нашим планировщиком путешествий. Здесь вы в одном месте найдете все что нужно для путешествия - это очень удобная штука.

Подписывайтесь на наш канал в "Дзене", чтобы не пропустить новые статьи, а также заходите к нам в Телеграм.

-4

"Релокатор" - полифункциональное агентство по зарубежным поручениям. Трудоустройство за границей, оформление миграционных документов и виз, консультации по зарубежному банковскому обслуживанию, помощь в удаленном открытии счетов и получении карт, инвестиционная недвижимость и многое другое.