Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Тень Солнца» Б. Кэмпбелла: противостояние тау и людей

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о новелле Брайана Кэмпбелла «Тень Солнца: Последняя из рода Киру», и эта новелла посвящена известнейшей командующей экспедиционных войск тау. Синекожие вообще фигурируют в художке БЛ не так уж часто (да и по популярности они не дотягивают до альдари или орков), а история от имени тау — и вовсе редкость, поэтому книга ценна уже этим. Что же мы узнаем из новеллы?

«Тень Солнца» повествует о попытке тау отбить у человечества пригодный для жизни мир. Тау называют его иль’Уолахо, а люди — Дирп-3. Любопытно демагогическое обоснование: «Мир слишком прекрасен, чтобы оставаться во власти гуэла», люди ведь очень плохо обращаются с окружающей средой. Реальные причины (а они, разумеется, экономического характера) тау не озвучивают — совсем как человеческие правительства.

Первая глава застает командующую в, мягко говоря, не лучшем положении. Войско нарвалось на жесточайший отпор, раненая Тень Солнца — в спасательной капсуле, причем вот-вот утонет. Со временем выясняется, что на планету вынужденно высадились части тау, и они тоже в крайне сложной ситуации. Но Тень Солнца не была бы командующей, если бы не умела находить выход из сложных положений! Заодно Кэмпбелл ненавязчиво подает нам кое-что о мировоззрении тау: они — атеисты, не верят в загробную жизнь, но ценят память, которую оставляют по себе. И добавляет мелкие, но занятные детальки вроде того, что кожа тау от холода становится багровой…

Штришок к портрету: Тень Солнца представляет, как ей поставят памятник после ее смерти.

А потом Тень Солнца получает приказ эвакуироваться с планеты.

Бронекостюм тау Худ. ENGINEER24
Бронекостюм тау Худ. ENGINEER24

Кэмпбелл старательно и в деталях выписывает боевые действия, не забывая подробно описать, как действуют боескафандры и прочие военные приблуды тау. Вообще в новелле есть очень большой элемент научной фантастики, правда, к финалу он потихоньку сходит на нет, и автор уделяет основное внимание межличностным перипетиям. Ну классика жанра же — чистой воды фантастика середины ХХ века: падение на планету, искин, который еще и зависает от некорректного приказа, военные операции… В какой-то момент почти забываешь, что это Вархаммер. Может быть, поэтому про ксеносов не так уж много литературы: про них трудно придумать что-то, что хорошо укладывалось бы в сеттинг, но при этом отличалось бы от человечества. И тау у Кэмпбелла ведут себя очень похоже на людей, и даже финальный плот-твист с переживаниями Тени Солнца выглядит очень по-человечески. Автор стремится показать, насколько Тень Солнца хороший командующий. И добавить ей понятности: показать, как она горюет по погибшим сестрам, например (а одна из этих сестер оказывается плаксой, тоже совсем по-человечески).

И в то же время тау совершенно забывают об азах. Например, они, как выясняется, ничего не знают о животном мире Дирп-3. Хотя пленный майор местных СПО пытается их предупредить — не ради самих тау, ему и самому не хочется стать обедом, — они к нему не прислушиваются, и местная фауна преподносит синекожим сюрприз. А ведь это следовало сделать в первую очередь — установить природные условия… Вот вам и компетентность в исполнении тау.

Впрочем, как бы иначе Кэмпбелл мог написать одну из самых драматичных сцен в новелле?

Хотя самыми интересными персонажами в книге все равно получились люди. У них лучше прописана мотивация, хотя и не очень глубоко — по крайней мере, на сентиментальную сценку в финале Кэмпбелл вытянул. Может быть, автор ему просто больше сочувствует, а может, и действительно не сумел сделать тау «настоящими» — по-настоящему выпуклыми и выразительными, но не людьми. Однако в этом есть и определенный смысл. Тень Солнца все видит в черно-белых красках, причем абсолютно искренне, она не различает этических полутонов. Ее представления о людях плоские, поверхностные, — как, впрочем, и о животных Дирп-3. Нет, она способна слышать других, но обо всем судит сугубо со своей колокольни. Майор же проявляет более глубокое понимание жизни в целом. Кстати, поэтому ему удается так долго водить Тень Солнца за нос. В то же время и между людьми тоже нет настоящего взаимопонимания.

Портрет Тени Солнца
Портрет Тени Солнца

Если честно, именно попытки прописать ксеносов «не как людей», кмк, сделали книгу не очень «вархаммеровской». Иногда Кэмпбелл все-таки вспоминает, что пишет «Вархаммер». И тогда появляются гигантские статуи Императора — и возможность шантажа их разрушением, например. Но в основном сюжет книги вполне возможно было писать и «ориджем», без всякой привязке к уже существующему сеттингу. И тогда мы получили бы еще один небольшой фантастический боевик с высадками на поверхность, ужасной фауной и шлепанием через болото, с элементами слэшера и привычными атрибутами, но без статуи Императора, — книгу, практически ничем не отличающуюся от десятков других книг в этом жанре.

Очень мешало, что командующую постоянно называют «девушкой». Ведь то, что она женщина — и не такая уж молодая даже по меркам человека, если она уже 20 лет служит в армии, — не является ее основным признаком. Тень Солнца — беспощадный и ловкий боец, кадровый офицер, на этом бы и сделать акцент.

Хотя разузнать о природных условиях Дирп-3 почему-то не додумалась.

Книга понравится поклонникам тау и поклонникам жанра, но может не понравиться тем, кто хотел бы больше Вархаммера и больше самобытной литературной работы в тексте.