Найти в Дзене

Как написать хорошую статью и издать ее в ВАК-журнале

Данная статья является фрагментом книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства. Сразу же после получения любого из значимых результатов диссертационного исследования соискатель должен стремиться опубликовать его. Публикация статьи (получение патента или свидетельства) – это отдельный вид работы. Поэтому для того, чтобы полностью включиться в эту работу соискателю следует убедиться в полноте и завершенности полученного результата. Не следует пытаться отправить в редакцию статью с «полуфабрикатом» результата, в надежде распараллелить задачи доведения результата до логического завершения и его публикации. Это, как правило, кончается отрицательным заключением рецензента и невозможностью опубликовать этот результат в конкретном журнале даже ког
Оглавление

Данная статья является фрагментом книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.

Написание статей

Общие рекомендации соискателям

Сразу же после получения любого из значимых результатов диссертационного исследования соискатель должен стремиться опубликовать его.

Публикация статьи (получение патента или свидетельства) – это отдельный вид работы. Поэтому для того, чтобы полностью включиться в эту работу соискателю следует убедиться в полноте и завершенности полученного результата. Не следует пытаться отправить в редакцию статью с «полуфабрикатом» результата, в надежде распараллелить задачи доведения результата до логического завершения и его публикации. Это, как правило, кончается отрицательным заключением рецензента и невозможностью опубликовать этот результат в конкретном журнале даже когда разработка результата будет окончательно завершена.

Нужно помнить, что процесс публикации (патентования) результата, требует переписки с редакцией (в случае патента - с Роспатентом), правки исходных материалов, возможно, проведения дополнительных исследований. В результате процесс публикации статьи в журнале из Перечня рецензируемых изданий (в простонародье известном как "Перечень ВАК") или получение патента/свидетельства занимает от 3 до 6 месяцев. В случае многоитерационной процедуры доработки исходных материалов – это может занять до 1 года. Сроки публикации тезисов конференций – от 1 до 6 месяцев.

Следует стремиться публиковать единоличные работы, даже если соискатель работает в большой научной школе, в которой исследования ведутся всем коллективом, а затем руководитель школы распределяет тематики диссертаций между своими учениками. Даже в этом случае следует стремиться публиковать единоличные тезисы и материалы докладов на конференции, делая акцент на отличии своей работы от работ своих коллег по научной школе.

Следует избегать бесконтрольного соавторства с другими учеными, за исключением своего научного руководителя (НР) и, возможно, ваших коллег по научной школе. Нет более надежного способа потерять хорошего оппонента, чем опубликоваться с ним совместно. Помните, расширяя список своих соавторов, вы одновременно сужаете число явно не аффилированных с вами лиц – тех, кто в дальнейшем может выступить официальным оппонентом, выступить представителем ведущей организации, дать отзыв на автореферат.

Старайтесь опубликоваться в тех изданиях, которые сами читаете по профилю диссертационных исследований.

Значимые результаты своего диссертационного исследования, которые в дальнейшем будут выноситься на защиту, следует стремится опубликовать в высокорейтинговых журналах, публикующих статьи в режиме открытого онлайн доступа. Менее значимые работы – в изданиях, не предоставляющих открытый доступ к опубликованным работам, или издаваемых только в печатным виде.

Соискатели должны стремиться завести свой профиль во всех широко известных наукометрических базах и агрегаторах научных статей (РИНЦ, Киберленинка, Google Академия и т.д.) и поддерживать его в актуальном состоянии, при необходимости в ручном режиме добавляя туда свои работы, если они не обновляются автоматически. Ведь при поступлении предложения прооппонировать диссертацию или написать отзыв на автореферат, ученые первым делом обратится к профилю соискателя в одной из этих баз с целью оценить научный уровень соискателя путем анализа представленных там его работ.

Общие рекомендации по написанию статей

Научная статья не имеет ценности, если ее никто не прочитал, не использовал и не процитировал!

Можно дать следующие общие рекомендации по подготовке научной статьи.

1) Основное требование к статье – качество, ясность и понятность статьи не только профильным ученым, но и широкому кругу читателей.

Следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • оригинальность – как новизна в предметной области, методах или результатах, так и высокий уровень оригинальности текста по итогам проверки статьи в системах типа «Антиплагиат»;
  • соответствие статьи существующему состоянию предметной области, ориентированность на актуальные злободневные темы, расширение научных знаний;
  • достоверность и объективность результатов; доказательность в обосновании выводов в сравнении с известными работами; основательная, логически изложенная аргументация;
  • ориентированность на широкого читателя; ясность и понятность изложения, структурированность материала и академический стиль написания;
  • акцент на новизне полученных результатов в сравнении с известными публикациями; теоретическом и практическом значении результатов; границах и условиях их применимости;
  • наличие ссылок на недавние отечественные и зарубежные работы при обосновании актуальности исследования, указание новизны, сравнение своего результата с уже известными;
  • строгое соблюдение редакционных требований к оформлению статьи, правильно выстроенная стратегия взаимодействия с рецензентом, подача статьи в журнал, для которого данная тематика является основной.

2) Заглавие статьи, аннотация (авторское резюме), ключевые слова и список литературы – важнейшие части статьи.

Следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • используйте лаконичное заглавие, содержащее основные ключевые слова из темы публикации, но без потери смысла. Лучше всего читаются и цитируются статьи с заглавием из 6-10 слов, очень длинные – хуже всего;
  • из названия статьи должно быть ясно, какая основная задача решена и к какой из существующих в данном журнале тематических рубрик следует отнести предлагаемую статью. Название должно кратко отражать научное содержание статьи;
  • составьте ясную и структурированную аннотацию, содержащую основные ключевые слова и соответствующую требованиям журнала по части содержания и объема работы;
  • используйте релевантные и известные для коллег ключевые слова. Во многом именно от правильности подбора ключевых слов зависит по каким запросам и на каком месте поисковые системы будут выдавать ваши работы в выдаче результатов поиска;
  • сделайте свои ссылки в списке литературы полными и правильными – это важно для автоматической привязки ссылок в наукометрических базах учета научных публикаций. В этом случае ученые, работы которых вы цитируете, увидят вашу статью и, возможно, прочтут и процитируют ее.

3) Качественный и грамотный язык, ясность и полнота изложения – важнейшие показатели качества статьи.

Следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • от того, каким языком написана статья, во многом зависит, захочет ли редактор принимать ее к публикации, а рецензент – давать положительную рекомендацию;
  • статья должна быть читаемой, ориентированной на широкого читателя, главная идея работы должна быть понятна специалисту, не обладающему профильными знаниями в предметной области;
  • не перегружайте статью авторскими сокращениями, узкоспециализированной терминологией или иностранными терминологическими заимствованиями, не перегибайте с обилием формул, дающихся без каких-либо пояснений;
  • если статья написана в соавторстве, она должна быть выдержана в едином стиле;
  • уделите особое внимание аннотации (авторскому резюме). Оно производит первое впечатление о статьи как на редактора, так и на читателя. Именно по нему редактор принимает решение о передачи статьи на рецензирование, а читатель о необходимости дальнейшего чтения статьи. Именно аннотация формирует первое впечатление о статье.

Стиль статьи

Формулируйте свои идеи точно, но избегайте категоричности. Описание итогов научных экспериментов требует точности и хорошего владения профессиональными терминами, которые используются в той или иной области знаний. При этом важно понимать, что читатели статьи не обязаны владеть специфической терминологией или нестандартными аббревиатурами, введенными автором. Соответственно, автор должен уметь разъяснить ключевые концепции, на которых строится исследование, доступно и четко, избегая многозначности и подмены понятий. Однако важно не путать точность формулировок с категоричностью авторских умозаключений. Даже точные науки не всегда могут позволить себе использовать частные собственные выводы как неоспоримые постулаты. Точно указывайте рамки исследования, ограничения и допущения при моделировании. Стиль письма должен отражать понимание того, что наука не делится на «черное и белое», и любая теория имеет право на ошибку и/или потенциал к усовершенствованию.

Используйте безличные предложения и академический стиль написания без жаргонизмов и упрощенной грамматики. Приветствуются номинальные словосочетания и общепринятые сокращения, но важно не перестараться с ними, т. к. они сделают текст тяжелым для восприятия и могут нарушить логическую целостность всей статьи.

Предоставление информации о существующих теориях и практиках требует убедительных формулировок. Большинство исследований и академических работ основано на предыдущем опыте ученых в каждой из предметных областей. Поэтому важной составляющей статьи является обзор литературы. С точки зрения академического стиля – это означает, что часть статьи, посвященная трудам предшественников, будет использовать внушительное количество глаголов для передачи информации и представления мнения других ученых. В этом случае разумно было бы сформировать некий набор фраз, которые делают подачу материала более убедительной, чем нейтральные глаголы «показывают», «рассматривают» и «утверждать». При написании обзора литературы следует указывать на схожесть и различие научных подходов в вашем исследовании от более ранних работ, на принятые в более ранних работах рамки исследования, вместо указания «хороших» и «плохих» работ, а также «нерешенных» или «в недостаточной степени проработанных» задач в вашей предметной области. Таким образом можно избежать негативной реакции со стороны научного сообщества, если не все его представители согласны с вашими идеями, и не рисковать обойти вниманием вклад тех ученых, которые уже работали ранее над той же темой, но получили другие результаты.

Организация написания статьи

Формулируйте свои идеи точно, но избегайте категоричности. Описание итогов научных экспериментов требует точности и хорошего владения профессиональными терминами, которые используются в той или иной области знаний. При этом важно понимать, что читатели статьи не обязаны владеть специфической терминологией или нестандартными аббревиатурами, введенными автором. Соответственно, автор должен уметь разъяснить ключевые концепции, на которых строится исследование, доступно и четко, избегая многозначности и подмены понятий. Однако важно не путать точность формулировок с категоричностью авторских умозаключений. Даже точные науки не всегда могут позволить себе использовать частные собственные выводы как неоспоримые постулаты. Точно указывайте рамки исследования, ограничения и допущения при моделировании. Стиль письма должен отражать понимание того, что наука не делится на «черное и белое», и любая теория имеет право на ошибку и/или потенциал к усовершенствованию.

Используйте безличные предложения и официальный стиль повествования. При этом стиль всей статьи должен быть официальным: без сокращений, жаргонизмов и упрощенной грамматики. Используйте специализированные термины. Приветствуются номинальные словосочетания и общепринятые сокращения, но важно не перестараться с ними, т. к. они сделают текст тяжелым для восприятия и могут нарушить логическую целостность всей статьи.

Будьте увереннее в стиле изложения материала. Неопытные авторы научных работ часто испытывают смущение, которое не позволяет найти им свою, авторскую интонацию. Так, например, это выражается в постоянном использовании таких слов, как «возможно», «вероятно», «по всей видимости». Вместе с тем, если вы действительно в чем-то не уверены, то вы не должны использовать это в своей работе. Другим признаком неуверенности является чрезмерные ссылки на уже существующие научные работы и обильное цитирование. Нет никакой необходимости давать по десять ссылок на десять научных трудов через каждые три предложения.

Предоставление информации о существующих теориях и практиках требует убедительных формулировок. Большинство исследований и академических работ основано на предыдущем опыте ученых в каждой из предметных областей. Поэтому важной составляющей статьи является обзор литературы. С точки зрения академического стиля – это означает, что часть статьи, посвященная трудам предшественников, будет использовать внушительное количество глаголов для передачи информации и представления мнения других ученых. В этом случае разумно было бы сформировать некий набор фраз, которые делают подачу материала более убедительной, чем нейтральные глаголы «показывают», «рассматривают» и «утверждать». При написании обзора литературы следует указывать на схожесть и различие научных подходов в вашем исследовании от более ранних работ, на принятые в более ранних работах рамки исследования, вместо указания «хороших» и «плохих» работ, а также «нерешенных» или «в недостаточной степени проработанных» задач в вашей предметной области. Таким образом можно избежать негативной реакции со стороны научного сообщества, если не все его представители согласны с вашими идеями, и не рисковать обойти вниманием вклад тех ученых, которые уже работали ранее над той же темой, но получили другие результаты.

Организация работы над статьей

Написание научной статьи в качественное академическое издание – трудоемкий и небыстрый процесс. Однако эту нетривиальную профессиональную задачу можно облегчить, если верно организовать все составляющие процесса.

Приступая к написанию своей научной работы, учтите следующие моменты. Прежде всего, необходимо преодолеть психологический барьер, который возникает вследствие убежденности начинающих исследователей в том, что-то, что у них выходит с трудом, у других получается очень легко и непринужденно. В действительности процесс написания научных работ представляет собой проблему даже для опытных исследователей. Как только вы преодолеете психологический барьер, вы увидите, что написание статей – это очень увлекательный процесс. Написание научной работы – это непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов. Поскольку навык написания научных работ не является врожденным, трудно переоценить необходимость начинать писать как можно раньше. Процесс написания работы и проведение исследования могут идти параллельно. На ранних этапах исследования можно подготовить следующее:

а) несколько абзацев, которые содержат заметки, сделанные в процессе активного чтения;

б) исходные посылки и аналитические данные;

в) обзор литературы;

г) изложение решаемой задачи;

д) подача заявки на исследование (например, для получения финансирования).

Планируйте и структурируйте вашу работу. Существуют следующие при­чины для планирования и структурирования:

а) более четкое уяснение исследуемой научной задачи, ее рамок исследования;

б) доказательное и лаконичное формулирование научных выводов и аргументов;

в) формирование множества исходных данных, которые будут использованы в работе.

Планирование и структурирование можно осуществлять разными способами: общаться с коллегами и критически обсуждать вашу научную работу и ваши аргументы; составлять ассоциативные карты; составлять списки аргументов и подкрепляющих их данных; сделать набор карточек с выдвигаемыми тезисами и комбинировать их в зависимости от решаемой задачи и т. п.

Процесс написания статьи можно условно разделить на несколько этапов.

а) Поиск и анализ существующих источников в исследуемой проблемной области. Определив область будущей научной работы, автор может приступать к интенсивной стадии изучения литературы – поиску и отбору публикаций по решаемой научной задаче в уже более узкой проблематике.

б) Составление плана будущей статьи, который отражает логику исследования и одновременно является «укрупненной» схемой будущей научной статьи.

в) Написание статьи часть за частью в соответствии с планом.

г) Финальный этап – контрольное прочтение статьи, ее обсуждение с коллегами и необходимые «шлифовочные» исправления. Для повышения эффективности этого финального этапа следует приступать к нему не сразу после написания статьи, а спустя неделю или две. Тогда статья читается как новая, а ее недостатки становиться видимыми более явственно.

Структура статьи

Организация самой статьи не менее важна, чем правильно выстроенный процесс работы над исследованием. У академической статьи есть своя «архитектура». Подобно тому, как для строительства нужны кирпичи и цемент, научная работа состоит из следующих «строительных материалов»:

а) обоснование актуальности рассматриваемой тематики;

б) постановка научной проблемы или задачи;

в) представление методики/способа/пути ее решения;

г) всевозможные научные данные и доводы, доказывающие правильность выбранной методики/способа/пути (либо эмпирические данные, либо выводы, сделанные другими учеными, а чаще всего – и то, и другое).

Самый простой руководящий принцип – это привести статью в соответствие со сформулированным заранее планом в котором учтены «архитектурные особенности». Главное при этом – не позволять изначальным представлениям и ожиданиям диктовать то, как вы работаете над статьей. Вполне распространена практика использования «рабочих» названий и «черновых» структур. В процессе написания статьи зачастую можно найти более необычный или более интересный ракурс для подачи результатов своих исследований. В этом случае проще поменять название конечной статьи и переставить элементы ее структуры, чем пытаться преодолеть «творческий тупик», жестко следуя плану.

Теоретическая статья структурируется на введение, основные разделы, заключение, список литературы и приложение. Их наполнение аналогично соответствующим частям диссертации.

Введение в доступной для специалистов из смежных областей форме должно определять значимость поставленных в работе вопросов и полученных результатов. Основные разделы пишутся на концептуальном уровне. Статья ценится, если в ней мало «прозы», четко обозначены связи с реальными задачами, математические выкладки быстро ведут к цели. Трудоемкие преобразования и вспомогательные таблицы выносятся в приложение. Примеры нужны как академические (формальные), так и прикладные. Особенно желательны примеры, которые не решаются другими методами. Указание области возможных приложений помогает найти партнеров и спонсоров. В заключении подводятся итоги исследования, выражается признательность способствовавшим его выполнению лицам и организациям (в частности, через ссылки на предоставленные гранты). Список литературы должен показать знакомство с публикациями по обсуждаемой теме – новейшими и фундаментальными, выполненными другими авторами. Статья экспериментального характера включает введение (цель), методику эксперимента, результаты, анализ, выводы о наличие тех или иных закономерностях.

Рассматривайте описываемую задачу с разных точек зрения. Особенно это касается работ, написанных в соавторстве, а также работ, в которых приводятся полярные мнения респондентов. Пишите все так, как оно есть. Иногда научное повествование линейно, хотя в действительности все происходит в другом порядке. Сохраняйте хронологию научного исследования в вашей работе. Не бойтесь противоречий. Не избегайте в своей работе логических или теоретических противоречий. Указывайте вопросы, которые не исследовались, а также вопросы, исследования которых целесообразно, но они выходят за рамки данной работы. Хотя эти противоречия могут быть неприятны, они показывают недостатки используемых методов исследования и могут послужить отправной точкой новых научных работ. Можно явно указать в статье направления и перспективы дальнейших исследований по проблематике статьи.

Завершающие советы при написании научных статей

а) старайтесь писать «кратко», но ясно и понятно;

б) при написании статьи на английском языке старайтесь использовать активный залог («The man walked the dog» vs. «The dog was walked by the man»). Как видите, предложения со сказуемым в пассивном залоге длиннее, чем в активном. Если вы пишете текст в активном залоге на 6000 слов, то перевод предложений в пассивный залог добавит в среднем еще 3000 слов;

в) не пытайтесь удивить или поразить читателя длинной предложений, различными придаточными оборотами, сложноподчинительными конструкциями и т. п. Эти предложения трудно воспринимать, а подобный стиль может вызвать у читателя раздражение;

г) ежедневно пишите короткие тексты;

д) старайтесь писать так, как вы говорите, чтобы избежать пафоса, но помните, что в разговорной речи мы часто полагаемся на невербальные способы передачи информации;

е) эффективно используйте визуальные способы передачи информации – графики, таблицы, фотографии, диаграммы и т. п.;

ж) помните, что простое перечисление каких-либо научных фактов еще не является выражением вашей точки зрения. Вы должны изложить именно свои взгляды на решаемую научную задачу;

з) во всех статьях, публикуемых по теме диссертации, используйте единую систему терминов, обозначений и сокращений. Это значительно снизит трудоемкость последующего формирования диссертации путем композиции ранее опубликованных работ;

и) если вам трудно структурировать ваши идеи, поделитесь ими с вашими коллегами и внимательно выслушайте обратную связь от них;

к) всегда просите ваших коллег ознакомиться с рукописью до того, как вы отправляете ее в редакцию. Серьезно отнеситесь к замечаниям и комментариям ваших коллег;

л) не думайте, что вам удастся опубликовать вашу работу с первого раза и что вам не понадобится помощь других.

В процессе написания научной работы всегда помните, для кого вы ее пишите – вы пишите для читателя. Именно для этого, а не для того, чтобы «закрыть» формальные публикационные показатели к защите диссертации. С одной стороны, работа должна представлять научный результат вашего исследования, с другой – должна вызывать интерес у ученых, ведущих исследования в той же предметной области, причем не только сейчас, но и в перспективе нескольких лет после публикации. Помните – статья навсегда останется в интернете, и только от вас зависит будет ли она через много лет свидетельствовать о вашей высокой научной компетенции или о вашем поверхностном подходе к проведению исследований. По этой причине рекомендуется во время написания статьи обсуждать ее с коллегами, перед отправкой в журнал дать почитать рукопись своей работы высококвалифицированным ученым, чтобы они дали свой отзыв и комментарии.

Важно помнить, что у текста вашей статьи есть личностный и политический контекст. Хотя большинство авторов научных работ стараются писать объективно, они все равно привносят личностный, политический и национальный контекст в свою работу. Иногда это остается незаметным даже для самих авторов, но, тем не менее, это иногда приводит к целым противоборствам конкурирующих научных школ. Старайтесь давать объективную оценку своим исследованиям и результатам на фоне более ранних работ, не руководствуясь должностным положением, возрастом, именитостью, отношением к той или иной научной школе авторов в исследуемой предметной области.

О важности навыка чтения

Для того чтобы развивать исследовательские и публикационные навыки, прежде всего соискателю необходимо приобрести навык чтения научных работ. Во-первых, он так получит более полное представление о том, что уже сделано в исследуемой предметной области, во-вторых, ознакомится со структурой научных публикаций, их форматом, интересными методами исследования и способами обработки данных. Соискателю следует читать регулярно: отказаться от привычки читать только тогда, когда «есть свободное время». Нужно уделяйте чтению хотя бы несколько минут каждый день, старайтесь использовать каждую свободную минуту, например, по дороге на работу. Следует читать активно, а не пассивно: поскольку чтение отнимает много времени, сначала нужно определиться, стоит ли читать конкретную книгу или научную работу. Для этого ознакомьтесь с содержанием, глоссарием и бегло просмотрите страницы работы. Если вы решите, что на данную работу стоит потратить время, во время чтения «общайтесь с текстом», задавайте мысленно вопросы, согласны ли вы с прочитанным, какие другие можно было сделать выводы, какие другие методы исследования можно было бы применить и т. п. Старайтесь за раз охватить большой объем информации. Вы можете столкнуться с тем, что, на первый взгляд, по исследуемой тематике написано очень мало научных работ. В этом случае необходимо обратить внимание на другие аспекты исследуемого вопроса, а также на междисциплинарные исследования. Делайте различные пометки и замечания. Сегодня это можно делать как обычным способом (читать «с карандашом в руке»), так и с помощью различного ПО. В процессе чтения отмечайте основные аргументы, интересные эмпирические данные, важные факты, вашу реакцию все это, выбранные методы исследования, отрывки для цитирования, взаимосвязь с другими исследованиями.

Рекомендации по публикации статей

При выборе журнала для публикации статьи очень важно ориентироваться на импакт-фактор журнала, поскольку, чем он выше, тем больше шансов того, что вашу статью заметят, оценят и процитируют. С другой стороны, вероятность того, что статья будет принята к изданию в таком журнале невелика. На первых шагах можно подавать рукописи в журналы с не очень высоким импакт-фактором, где статьи также рецензируются и автору высылаются замечания и рекомендации для доработки статьи. Так, с каждой статьей растет профессионализм и улучшается качество поданных рукописей как в использовании профессионального языка, так и в соответствии требованиям журналов. При выборе журнала можно следовать двум стратегиям:

а) какие журналы читаете, там и публикуйтесь;

б) искать профильные журналы по теме исследований в наукометрических базах.

Чтобы статья дошла до рецензирования и не была отклонена главным редактором:

а) выбирайте журнал, точно соответствующий тематике вашего исследования (для редактора важно, чтобы публикации «соответствовали объявленной тематике» журнала);

б) оформляйте статью строго в соответствии с требованиями журнала, не проявляя самостоятельности и волюнтаризма, в т. ч. соблюдайте требования к объему статьи, к спискам литературы. Просматривайте и ориентируйтесь на стилистику и структуру статей, ранее уже опубликованных в этом журнале;

в) просматривайте состав редколлегии и редсовета журнала перед подачей статьи в журнал. Если в их составе есть ведущие ученые по вашей тематике, сошлитесь на их профильные работы. В этом случае велика вероятность того, что редактор передаст вашу статью на рецензирование работы именно им, а в случае положительного и конструктивного рецензирования вы можете продолжить сотрудничество с таким ведущим ученым уже в качестве официального оппонента вашей диссертации;

г) в списки литературы обязательно включайте иностранные источники. Число цитируемой литературы должно быть достаточным для убедительного обоснования новизны вашей работы в сравнении с другими исследованиями, а также для сравнения полученных вами результатов с результатами, опубликованными в предыдущих работах. Как правило, это от 15 до 30 ссылок (если это не обзор, обзор – больше);

д) списки литературы вашей статьи для редактора и рецензента – демонстрация вашей эрудиции, информированности о текущих исследованиях в данной области. Поэтому цитируемые публикации должны быть как можно более новыми (но и раздувать их чрезмерно, без причины, тоже не следует);

е) не увлекайтесь ссылками на свои работы, однако, и не исключайте их, если публикация является продолжением предыдущих исследований.

Передача статьи на рецензирование – это уже успех:

а) редактор, как правило, являющийся опытным профильным ученым, оценил вашу статью как реальную к опубликованию;

б) если рецензент высказался достаточно резко о материалах статьи – это не относится к вам лично, а только к стилистике, структуре и сути материала статьи;

в) если рецензент прислал замечания и требует внести правки, делать это надо оперативно, не откладывая в долгий ящик (на конец выделенного для этого времени);

г) не стесняйтесь контактировать с рецензентом, писать отдельные развернутые ответы на замечания, спрашивать, если не поняли замечание, обсуждать с ним лучшую форму представления результатов ваших исследований;

д) при отправке исправленной версии статьи приложите сопроводительное письмо с описанием, что сделано и какие изменения внесены по каждому пункту замечаний. Выделите изменения в статье цветом;

е) следовать замечаниям рецензента (если это не принципиальные вопросы, касающиеся результатов исследования) – это ваш шанс довести статью до публикации;

ж) отрабатывайте замечания рецензента не механически, а вдумчиво, разбирая суть замечания и устраняя саму причину замечания, а не ее следствия;

з) если с рецензентом возникли неразрешимые противоречия или у вас возникли обоснованные сомнения в том, что рецензент является реальным специалистом в вашей предметной области, не стесняйтесь обращаться к редактору с просьбой заменить рецензента. Можете порекомендовать рецензента сами, если он является общеизвестным ученым, работающим по вашей тематике;

и) главное – не сдаваться, не обижаться и не думать, что к вам придираются, потому что не хотят опубликовать. Если бы не хотели публиковать, то не давали бы на рецензию, а сразу бы отклонили вашу работу еще на начальном этапе.

Если статья отклонена, то узнайте почему и прочитайте отказ внимательно. Большинство редакторов выскажут вам подробные замечания по отклоненной публикации. Попробуйте еще раз. Постарайтесь улучшить материал вашей статьи, попробуйте послать ее в другое издание. Не сдавайтесь! По меньшей мере 20 % статей вообще не публикуются. Хотя бы один раз – отказывают каждому. В высокорейтинговых журналах доля отклоненных статей составляет от 70 до 90 % (рис. 1).

-2

Рис. 1. Примерный процесс и статистическая оценка этапов
прохождения статьи от представления до публикации

Типичные основания для отклонения статей:

а) слабое обоснование актуальности;

б) отсутствие анализа известных работ по теме исследования;

в) стилистика текста отлична от академической; слабая ясность изложения материала; перегрузка статьи сокращениями; некорректное использование терминологии;

г) ошибки в формулах; использование некорректной математической записи;

д) отсутствие сравнения полученных результатов с известными в ранее опубликованных источниках;

е) нет указания на новизну и положительные эффекты полученных результатов в сравнении с известными работами.

Запомните самое главное – главные редактора, прежде всего, заинтересованы в повышении показателей цитируемости своего журнала, поэтому они оценивают, главным образом, потенциал цитирования статьи. Если статья имеет высокий потенциал цитирования редактор будет «тянуть» ее на рецензировании и поспособствует опубликованию. Если статья не имеет потенциала быть процитированной, главный редактор «завалит» ее, даже если она выполнена на высоком качественном уровне. Поэтому авторам следует проработать те аспекты статьи которые напрямую влияют на показатели ее цитируемости:

а) писать статью на актуальную тематику с учетом факторов «на злобу дня»;

б) дать статье вызывающие и интересное, но лаконичное название, привлекающее читателя. Лучше всего читаются и цитируются статьи с заглавием из 6-10 слов, очень длинные – хуже всего;

в) написать ясную и структурированную аннотацию, по которой читатель точно поймет что и как исследовалось в статье;

г) в обзоре ранее опубликованных работ указать как отечественных, так и зарубежных ученых, ведущих исследования по тематике статьи. Сделать ссылки на недавние работы авторов ведущих исследования по вашей тематике в других научных школах и организациях. Так они узнают о вашей работе, прочтут ее и с высокой вероятностью процитируют, когда будут публиковать свои статьи;

д) дать ссылки на свои предыдущие работы по данной тематике, опубликованные в других журналах; указать, что вы работаете в рамках такой-то научной школы или такого-то направления исследований. Этим вы покажете редактору, что это не «одноразовая статья», а часть большой перманентной работы по публикации исследований большого научного коллектива, при этом велика вероятность цитирования этой работы в последующих статьях вашего коллектива;

е) развернуто указать направления дальнейших исследований. Этим вы покажите редактору, что планируете дальнейшие публикации в которых высока вероятность ссылок на данную работу;

ж) излагать материал ясно и понятно, адаптируя направленность исследования, текст и стиль изложения статьи для более широкого круга читателей т. к. узкоспециализированные статьи плохо цитируются.

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.