До того, как я сел за руль автомобиля Москвич 3, я поменял много автомобилей — марки были разные, но ощущение своего, родного автомобиля появилось не так давно. Это моя история — история про работу в такси, про то, как я стал владельцем нового Москвича и как мне работается на нем.
Что такое такси
Мы все имеем очень много противоречивой информации по одному и тому же поводу. В такие моменты самым важным фактором для восприятия становится источник полученной информации, достоверность и профессиональная оценка происходящего. Кто пишет про автомобили? Все пишут! И я пишу, но имея информацию, как говорится, из первых рук. Поэтому эта история — мой опыт, которым я делюсь, чтобы достоверной информации стало больше.
Я не специалист по автомобилям — я простой пользователь и оцениваю автомобиль по его рабочим качествам, какой он в реальной эксплуатации. Машина должна работать, а мои условия тестирования и работы близки к экстремальным. Всё не так просто, как может показаться. Требуется много времени и сил, чтобы понять, что за автомобиль, на котором ты будешь ездить! Речь пойдет об автомобиле Москвич 3, на котором я почи каждый день работаю в такси.
Что требуется от автомобиля в такси? Надежность! Нужно, чтобы автомобиль ездил и возил, ездил и возил — и так всё время. Как известно, самое лучшее испытание на надежность любого автомобиля - это такси.
Такси проверяет на прочность не только автомобиль, но и водителя. Не каждый рискнет стать водителем такси, но, как известно, не зарекайся. Пришло и мое время, а я был специалистом совсем другой сферы, но случилось то, что случилось. Я стал таксистом!
Я буду называть деятельность по предоставлению услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси — профессией, хотя профессии «водитель такси» в реестре профессий до сих пор не существует. О том, что из себя представляет профессия таксиста, я узнал только тогда, когда сам стал таксистом, а до этого я не знал НИЧЕГО про такси и был простым пассажиром, простым водителем, простым пользователем автомобилей совершенно разного уровня и класса на дорогах общего пользования. Я даже не подозревал, что из себя представляет эта сфера.
Что означает этот статус — «таксист»? Профессия водителя такси очень ответственная и очень тяжелая во всех смыслах: физически, психологически, эмоционально, морально, административно, уголовно... Сейчас я точно знаю, что люди не имеют никакого права становиться водителями такси без специальной подготовки. Это необходимо в целях обеспечения безопасности как самих водителей такси, так и всех остальных участников дорожного движения и пассажиров. Это не только моё мнение, но и твердое убеждение, потому что я прошел весь путь от начинающего таксиста до продвинутого специалиста в этой профессии.
Для получения званий в армии проходят годы — так же и в такси. Только звания в такси выдает сама жизнь, без регламентов и приказов начальства. Что заслужил, то в такси и получил. Ты сам начинаешь в какой-то момент осознавать, что стал уже далеко не рядовым водителем.
Много пассажиров имеют негативное отношение к водителям тарифа «эконом». В итоге пассажиры начинают пользоваться более дорогими тарифами, в которых работают водители более профессиональные и ответственные. Эти обстоятельства говорят о наличии запроса на высококвалифицированных водителей. Один пассажир сообщил, что он заказывает повышенный тариф не из-за класса автомобиля, а из-за того, что в более дорогих тарифах работают ДРУГИЕ водители. Есть повод задуматься! Из рассказов пассажиров я понял одно важное обстоятельство — в сфере такси среди водителей не всё так хорошо.
Проведя шесть лет своей жизни в такси, совершив более 40 тысяч поездок, проехав более 500 тысяч км, большую часть которых — в тарифе «эконом», я понял, что пассажиры тоже насмотрелись всякого и разного…
Есть один важный нюанс. Пассажиры воспринимают любого водителя такси только исходя из собственного негативного или позитивного опыта. Какой водитель, такой и опыт, и соответственно такие же и впечатления от всей сферы такси. Сейчас законодательство приводит сферу такси в норму, но не всё так быстро. До сих пор нет профессиональных стандартов для водителей такси, нет этических норм ни для водителей, ни для пассажиров, которые воспринимают человека за рулем как личное оскорбление. Это звучит странно, но иногда это так. Нормальные водители «огребают» от пассажиров за то, что водитель против превращения салона автомобиля в столовую, рюмочную, караоке. Есть, конечно, нарушения этических и профессиональных норм, которые происходят со стороны недобросовестных и безответственных водителей. В такси должны работать только профессионалы высокого уровня.
Я, оказавшись за рулем такси, вместо ощущения своей нужности и вместо осознания того, что я могу помочь людям добраться из точки А в точку В, я испытал великий стресс от непонимания со стороны пассажиров, а также унижения и оскорбления от участников дорожного движения, находясь в арендованной машине такси с соответствующей рекламной оклейкой кузова. Отрасль такси мне всегда казалась структурированной и понятной, но оказалось, что всё наоборот.
Если глубоко задуматься, такси — это философия! Такси — это моментальная карма! Водитель такси — тяжелая и опасная работа, на грани! Исходя из всего сказанного, за руль такси должен садиться только тот водитель, прошедший специальную подготовку: профессиональную, техническую, морально-психологическую, физическую. Иначе, во что в дальнейшем превратится отрасль такси, страшно подумать и представить. Много происходящего в такси негатива уже трудно скрыть — это видят и пассажиры, и водители. Все видят возникшее противостояние и противоборство больших социальных групп, водителей и пассажиров, и каждый тянет одеяло в свою сторону, а надо бы — в одну!
У меня создавалось впечатление, что таксист имеет самый низкий социальный статус: у водителей нет государственной защиты, нет социальных гарантий, нет соблюдения трудовых и гражданских прав, НЕТ НИЧЕГО! Меня поразил уровень ненависти со стороны некоторых пассажиров, которая порождала у водителей ответную ненависть. Один таксист прокомментировал мой взгляд на происходящее: «Знаешь, почему я ненавижу пассажиров? Потому что они ненавидят меня!». Таксист всё-таки, человек. У него паспорт гражданина есть. Обстоятельства бесправия, в которых оказывается человек с паспортом гражданина, обостряются безысходностью этого человека, решившего заняться перевозкой пассажиров в такси. Лично у меня было именно так.
Еще одно наблюдение: я заметил, что у водителя такси нет понимания со стороны пассажиров, но, в то же время, но у водителя такси есть понимание самих пассажиров. Этому есть простое объяснение: водитель был на месте пассажиров и может понять их, а пассажиры, в основном, никогда не были на месте водителя и никогда не смогут понять водителя такси, если о профессии таксиста вообще не рассказывать. Я хочу ликвидировать этот пробел в информированности пассажиров. Таксисты против временщиков в профессии, против нарушителей спокойствия и стабильности в отрасли такси. Все водители хотят жить, работать и живыми вернуться домой. Водитель должен быть гарантом всего сказанного для пассажиров! Для обеспечения этого профессиональные стандарты для водителей должны быть определены, утверждены и доведены для всех пользователей такси. Совместными усилиями отрасль такси изменится и станет надежнее и безопаснее для всех участников поездок.
Как я стал таксистом
Как же люди попадают в профессию водителя такси? Я не знаю как другие, но я попал в таксисты в связи с жизненными обстоятельствами. Я занимался такой деятельностью, которая перестала принимать людей с образованиям и опытом работы. Стали нужны лишь мальчики и девочки на побегушках, а до того времени, когда работодатели осознали созданный ими уровень дефицита квалифицированных кадров, было еще далеко. Кушать хочется, вот я и присел в такси на пару месяцев, пока всё не образуется... Так и прошли годы.
Многие мои знакомые до сих пор не знают, чем я занимался и продолжаю заниматься. Я скрывал это, зная, что в нашем обществе установили очень низко социальную планку статуса водителя такси. Кто этот статус уронил? Кто обесценил эту уважаемую профессию? Каждый может самостоятельно дать оценку статуса таксиста, но то, с чем я столкнулся в такси, это мне и указало на низкий социальный статус водителя такси.
Как-то я подумал, можно ли сравнить работу водителя такси с работой пилота самолета? Чья работа тяжелее, сложнее, ответственные, опаснее? Шесть лет назад я бы сказал, что пилот воздушного судна — лидер по указанным мной критериям. Сейчас мое мнение однозначное, что лидер профессий по сложности, трудности, опасности — водитель такси, а по уважению и ценности — пилот. Пассажир требователен как к пилоту, так и к таксисту, но степень защищенности и уровень уважения к пилотам и таксистам диаметрально различаются.
Кто уже давно за рулем, тот знает, что если ты бережёшь, чувствуешь и понимаешь свой автомобиль, то и он не подведет, и будет на твоей стороне. Проблема современного такси — жизненный цикл автомобиля. Некоторые горе-водители убивают чужой автомобиль, который достался им в аренду, слишком жестоко и быстро. «Сломался один автомобиль — возьму другой», — думают они. Нет ответственности перед собственником, нет ответственности перед пассажирами. Например, тариф «Эконом» — водители этого тарифа способствуют раннему «старению» автомобиля за год-два, хотя машина должна работать минимум три-четыре года и достигать пробега 400 тысяч км и более.
Главное, что для меня всегда было самым важным, — ничего не испортить в жизни пассажиров, не беспокоить лишний раз своим присутствием, помочь доехать, создать благоприятные, комфортные и безопасные условия поездок пассажиров, несмотря ни на что! Водитель и машина — одно целое! Пройдя большой путь в такси, поработав на различных марках седанов, я подумал и решил, что надо переходить на новый уровень, надо повышать тариф с «Эконома» на «Комфорт+», а машина, на которой я хочу дальше работать, это — Москвич 3!
Что изменилось
Как только я узнал, что появился новый «Москвич», и его включили в тариф К+, друзья помогли мне пересесть на него, и я доверил этой машине не только свои успехи в работе, но и всё самое дорогое: благополучие и безопасность моей семьи! Опыта эксплуатации автомобиля Москвич 3 ни у кого еще не было, и мне предстояло проверить на надежность и протестировать его в такси.
Я долгое время работал в тарифе «Эконом», но с приходом «Москвича» у меня все поменялось: повысился тариф, сменились пассажиры — они воспитаннее, внимательнее, вежливее — сплошной позитив за очень редким исключением; условия работы изменились в лучшую сторону, работать стало комфортнее, пассажирам приятнее, мне от этого тоже приятно. Например, пассажир признался, что заднее кресло в Москвич 3 удобнее, чем кресло седана в тарифе «Бизнес». Вот так!
Сейчас моя основная задача показать реальный ресурс «Москвича». Я думаю о том, что это моя миссия: своей работой поддержать российский автопром. Проведя в тарифе «Эконом» несколько лет, сейчас на "Москвиче" в тарифе «Комфорт+» я чувствую себя намного лучше — и физически, и морально.
На автомобиле Москвич 3 я работаю десять месяцев, проехал более 70 тысяч км, перевез более 5 тысяч пассажиров! ВСЕМ ПАССАЖИРАМ НРАВИТСЯ! И МНЕ ТОЖЕ!
Отсюда вывод — будущее за тарифом «Комфорт+» и за автомобилем Москвич 3. Хотя необходима специальная подготовка водителей такси и ответственность водителей за сохранность парка такси.
Почему я так много рассуждаю об отрасли такси? Потому что всё в нашей жизни взаимосвязано, и проблемы в одной сфере тянут за собой проблемы в другой. Успехи должны порождать успехи, поэтому возрождение марки «Москвич» должно проложить дорогу к появлению успехов во многих отраслях российской экономики, в том числе и в отрасли такси. Автомобиль, на котором работает водитель, который водитель бережет и использует по назначению, в атмосферу комфорта и безопасности которого попадают благодарные пассажиры, меняет всё: и условия работы водителя, и настроение пассажиров, и общую атмосферу дружелюбия и понимания в салоне такси.
Моё убеждение — надежный, комфортный, безопасный автомобиль Москвич 3 изменит водителей такси к лучшему и обеспечит будущее отрасли такси.