На прошлой неделе на Московской бирже стартовали торги акциями ПАО «ВИ.ру» («ВсеИнструменты.ру»), онлайн-гипермаркета товаров для дома, стройки, ремонта и дачи. «ВИ.ру» стала первой публичной компанией DIY-рынка в России («do it yourself» или «сделай сам» — товары для дома, стройки, ремонта и дачи).
Акции для IPO были предложены основателями компании, среди основных целей называлось получение ликвидности, усиление привлекательности компании для сотрудников, а также привлечение капитала для развития бизнеса и финансирования операционной и инвестиционной деятельности.
Одновременно с объявлением о подготовке к IPO компания сообщила о регистрации допвыпуска из 100 млн акций, отметив, что «помимо вторичного компонента в сделке может быть и первичный». Однако в последующем сообщении о ценовом диапазоне акции новой эмиссии не были упомянуты.
По итогам IPO крупнейшие акционеры компании сохранили за собой контролирующую долю в ее уставном капитале. По словам генерального директора «ВИ.ру» Валентина Фахрутдинова, «к истории нашего прибыльного роста присоединились новые акционеры — крупнейшие частные фонды, управляющие компании, ПИФы, пенсионные фонды, страховые компании и розничные инвесторы».
До недавнего времени операционной компанией (ООО «ВсеИнструменты.ру») владела кипрская Haverburg Enterprises Ltd., в текущем году была создана новая холдинговая структура — АО «ВИ.ру», в июне преобразованное в ПАО. Его конечные владельцы не раскрываются.
В рамках IPO было привлечено около 14,5 млрд рублей, доля акций в свободном обращении (free-float) составила около 12%. Размещение состоялось по нижней границе ценового диапазона — 200 руб. за акцию.
«При определении финальной цены предложения, несмотря на переподписку книги заявок по верхнему ценовому диапазону в несколько раз, основатели компании приняли решение о предложении по нижней границе, чтобы обеспечить максимальный позитивный импульс для роста стоимости компании в самом начале ее публичной истории», — прокомментировал цену размещения Валентин Фахрутдинов.
Он также отметил, что в ходе IPO компания обеспечила «сбалансированную аллокацию» между розничными и институциональными инвесторами. Аллокация на институциональных инвесторов составила около 79% от объема предложения, на розничных — порядка 15%. Аллокация сотрудникам и партнерам компании составила примерно 6%.
Заявки на приобретение до 5 акций включительно были удовлетворены полностью. Инвесторы, подавшие заявки на более чем 5 акций, получили долю, пропорциональную их размеру заявки в общем объеме спроса.
Торги акциями «ВИ.ру» начались 5 июля, они включены в котировальный список первого уровня и в базу расчета индекса «МосБиржи IPO». По итогам первого дня торгов акции подешевели на 1 рубль — до 199 руб. за бумагу. Закрытие второго дня торгов прошло на уровне 190,6 руб. за акцию. Таким образом, за первые два дня торгов бумаги «ВИ.ру» подешевели на 9,4 рубля (-4,7%).
В рамках IPO компания взяла на себя стандартные обязательства lock-up сроком на 180 дней. Механизм стабилизации биржевых торгов акциями в размере до 15% от объема проданных в рамках предложения бумаг будет действовать в течение 30 дней после начала торгов.
На сегодняшний день у акций «ВИ.ру» на Московской бирже нет прямых конкурентов. Непосредственно в бизнесе основными конкурентами компании являются крупные продавцы товаров для строительства и дома: Leroy Merlin, «Петрович», «Максидом», «Строительный двор», «Сатурн», «Бауцентр», «Мегастрой», Obi, «Стройландия».
Согласно рейтингу компании Infoline, «ВИ.ру» демонстрирует одни из самых высоких темпов роста на рынке. С 2017 по 2023 годы выручка компании выросла в 10 раз, в результате она поднялась с девятого места в рейтинге на второе, уступив лидерство лишь такому гиганту, как Leroy Merlin. Три крупнейших DIY-игрока в совокупности занимают 15% российского рынка и, по оценке аналитиков, доля «ВИ.ру» составляет 2%. Но если брать только онлайн-сегмент, доля увеличится до 11%.
Среднегодовой темп роста российского DIY-рынка в 2018 - 2023 годах был на уровне 8,3%. В 2023 году произошло ускорение до 14,4%, а его объем достиг 6,8 трлн руб., из которых на онлайн пришлось лишь чуть более 1,4 трлн. руб. Ожидается, что в течение следующих пяти лет этот рынок вырастет более чем в два раза и в 2028 году достигнет объема в 14,7 трлн руб. При этом онлайн-сегмент увеличится в 3,4 раза, до 5 трлн руб.
«ВсеИнструменты.ру» работает с 2006 года, на сегодняшний день сеть компании насчитывает более 1 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ), расположенных более чем в 300 городах, включая все города-миллионники (в том числе Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.), складская инфраструктура состоит из 23 складов в различных регионах РФ. Ассортимент товаров группы насчитывает по итогам 2023 года более 1,5 млн уникальных кодов от 15 тыс. брендов. Количество заказов по итогам прошлого года составило около 22,7 млн.
Операционные показатели «ВИ.ру»
Финансовые показатели «ВИ.ру»
По итогам 2023 г. выручка компании увеличилась на 54% — до 132,8 млрд руб. Наибольший вклад в структуру выручки компании (63%) вносят B2B-клиенты. Показатель EBITDA по итогам 2023 г. составил 10 млрд руб., что на 33,2% больше, чем в 2022 г. Рентабельность по EBITDA составила 7,6%. Чистая прибыль выросла на 49% — до 3,76 млрд руб.
Общая клиентская база группы на конец 2023 г. составляла: B2B-клиентов — 783,1 тыс., B2C-клиентов — 11,6 млн.
FCF в 2023 г. составил 1,5 млрд руб., что на 23,9% меньше, чем в 2022 г. (1,9 млрд руб.). Снижение связано с тем, что в конце 2023 г. было принято решение о пополнении складских запасов на фоне ожидаемого роста закупочных цен.
Чистый долг по итогам 2023 г. составил 20,3 млрд руб., увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 2022 г. Отношение чистого долга к EBITDA за 12 месяцев 2023 г. составило 2,0х против 1,4х в 2022 г.
По итогам 4 месяцев 2024 года выручка увеличилась на 42% — до 48,6 млрд руб. На долю B2B-клиентов пришлось 69% товарной выручки компании. Валовая прибыль выросла на 45% — до 14,3 млрд руб.
Показатель EBITDA в январе-марте составил 4,2 млрд руб., увеличившись на 53%, рентабельность по EBITDA увеличилась до 8,5% c 8,0% за соответствующий период прошлого года. Показатель чистый долг/EBITDA по состоянию на 30 апреля составил 1,8x.
По словам финансового директора «Ви.ру» Олега Безумова, компания намерена выплатить дивиденды по итогам 2024 г.
«У нас умеренная долговая нагрузка — 1,8 соотношение чистого долга к EBITDA по МСФО 16 — отчетности, которая включает арендные обязательства. Если исключить и посмотреть только на чистый финансовый долг, то у нас это соотношение 0,4. Поэтому мы регулярно платим и платили дивиденды. Следующие выплаты мы планируем по итогам 2024 года». — сказал Безумов в эфире YouTube-канала БКС за несколько дней до IPO.
По его словам, дивидендная политика компании предусматривает направление на дивидендные выплаты не менее 50% от чистой прибыли по МСФО при соотношении чистый долг/EBITDA не более 3х.
В проспекте ценных бумаг компании сообщалось, суммарный объем выплаченных дивидендов в период с 2021 по 2023 годы составил 5 млрд руб. В частности, в 2023 году группа выплатила 3,5 млрд руб., в 2022 году — 1,1 млрд руб., в 2021 году — 432 млн руб.
Кроме того, за II и III кварталы 2023 г. компания начислила дивиденды на сумму 1 млрд руб. По итогам 2023 года и I квартала 2024 года — 2 млрд руб.
«ВИ.ру» стала первой публичной компанией рынка «do it yourself» в России. Не исключено, что в перспективе ее примеру последуют и другие крупнейшие представители этого сегмента экономики. При этом, несмотря на то, что в первые дни торгов акции «ВИ.ру» пока так и не сумели подняться выше цены размещения в 200 руб. за бумагу, перспективы их дальнейшего укрепления выглядят довольно неплохо, в том числе за счет улучшения общей рыночной ситуации на Московской бирже.
Кроме того, вопреки высоким темпам роста в прошлом, сам сегмент рынка «do it yourself» сохраняет высокий потенциал для дальнейшего развития. А с учетом того, что три самые крупные компании этого сегмента в совокупности занимают лишь 15% российского рынка DIY, налицо заметный потенциал для консолидации отрасли, что может позитивно сказаться на бизнесе «ВИ.ру».