«Ошибки совершать не страшно, главное каждый раз ошибаться в чем-то новом». Илон Маск
Привет друзья. Меня зовут Анна Шелковская, я тренер по публичным выступлениям, автор подкастов и организатор TEDx.Сегодня поговорим про то, что же мешает начать выступать? Решит ли проблему курс по ораторскому мастерству или дело в чем-то другом?
Наблюдая за разными людьми, которые учатся выступать могу выделить несколько сценариев поведения, которые мешают легко и с удовольствием выступать.В этой статье рассмотрим три из них:1. Ориентация на красивую картинку2. Желание все сделать идеально и получить восхищение3. Создание своего гуру
1. Ориентация на красивую картинку.
Для начала посмотрите на эти две картинки.
Где бы вам хотелось оказаться? Какие ощущения?
Я несколько раз проводила этот эксперимент с участниками мастер-классов. Показывала две разные картинки с выступлениями.
И чаще всего звучат такие варианты:- первая картинка так себе, не хочу такое- вторая картинка мне нравится, но идти туда очень страшно.
Получается, что мы рисуем себе большую, красивую картинку, но идти к нему очень страшно. А лекция на 5 человек не вдохновляет.Я рекомендую проанализировать себя через эти картинки. Куда хочется вам? Для чего это вам? Нужно ли это? А как хочется на самом деле? А для моих целей нужны ли бизнес-конференции или небольшой лекции сейчас достаточно? Какие мои ресурсы: время, деньги, энергия.И это не значит, что вы теперь обречены выступать на 5 человек. Мы рассматриваем события, которые происходят сейчас.В одном из комментариев девушка написала, что внутреннее и внешнее соразмерны. Поэтому она не испытывает страха от большой сцены.А в другом случае, ребята на мастер-классе сказали, что формат лекции - это про знания. И они бы лучше пошли туда, чем на большую бизнес-конференцию.
2. Желание все сделать идеально"Я хочу вдохновлять людей", - почти всегда слышу я. В первую очередь, отмечу, что ниша спикеров-мотиваторов довольно конкурентная.Во-вторых, “Я хочу вдохновлять” - это про что? Про желание получать овации, восстание или действительно делиться своими знаниями и опытом, и при этом вдохновение не на первом месте.Приятно когда мы получаем хорошую обратную связь. Но когда это превращается в ожидание получения только положительных эмоций и страх получить негативную оценку, это тормозит путь к действию. В итоге, мы остаемся там, где начинали.
А что для вас будет идеальным выступлением?
Может быть сегодня вы наконец-то не будете поворачиваться спиной к зрителям?
Или перед выступлением решите взять обратную связь от специалиста и таким образом улучшите свое выступление?
Или, может быть, сегодня заметите как руки не тряслись?
Ориентация на внешние проявления важна. Но когда ориентация результата только на внешний фактор мы рискуем не получить того, что нам нужно - развития навыка и карьеры спикера.Таким образом, траектория развития будет состоять из личных факторов (как я сегодня выступил: голос, внешность, презентация, взаимодействие с аудиторией) и внешних (обратная связь от аудитории).
3. Успешный примерУспешный пример может сыграть двойную игру в нашем опыте развития карьеры спикера.В одном случае, мы можем бежать к идеальному образу спикера и не обращать внимания на свои особенности.
Попробуйте вспомнить своих любимых спикеров. Мы часто сравниваем себя с ними.
Я хочу как она!
Она так классно выступает!
Хочу также!
У меня никогда так не получится!
Она самая лучшая!
Однажды у меня на консультации была девушка, которая немного картавила. Эта картавость вдруг стала барьером в желании расти как спикер. “Успешные спикеры говорят красиво, у них четкое произношение, у них красивый голос” такие фразы звучат когда мы говорим про успешных спикеров.
Но на самом деле ли так?
У меня есть замечательный пример спикера для которой звучание не стало барьером. Она выступает, проводит тренинги. Посмторите выступление https://www.youtube.com/watch?v=PK9msmndwdo
В другом случае, другие успешные спикеры могут стать ориентиром, чтобы посмотреть на себя.
1. У Елены получается классно рассказывать истории. Меня это завораживает. Но у меня пока не получается. Как я могу научиться? Я могу написать Елене. Я могу начать практиковаться. Я могу пойти учиться.
2. Антон очень уверенно выступает на сцене. На каждый вопрос он легко находит ответ и не теряется. А какой я на сцене? А как я отвечаю на сложные вопросы? Надо ли мне учиться и где этому учиться? Могу ли я написать Антону и узнать как он к этому пришел?
Используйте прогрессивное мышление, которое позволит задавать вопросы и искать решения.
Мы исследуем, ищем ответы и учимся выступать в сообществе SpeakerLab