Найти тему
История и культура Евразии

Как чины Русского государства организовывали "утечку мозгов" во второй половине XVII века

В 1654-1667 гремела русско-польская война. Поляки сцеплялись то с русскими, то со шведами, то с украинцами и венграми. А то, и со всеми, вместе! 29-31 июля 1655 года внезапным наскоком русские войска взяли Вильню. Поляки вернули этот город, только в 1661 году.

Большая часть жителей Вильны убежала на земли Польской Короны и на Прусские земли, прежде всего в Кенигсберг и Тильзит. После призыва воеводы Михаила Семёновича Шаховского часть жителей (в основном православные) вернулась в город. В 1657 году вернулась даже часть профессуры Виленского иезуитского университета, что позволило возобновить его деятельность.

Всем этим воспользовалась московская власть, которая нуждалась в знающих людях - особенно в оружейниках для Оружейной палаты Кремля. В 1657 и 1660 годах было проведено два набора виленских мастеровых. В основном уговаривали, хотя за особо ценных мастеров воеводе дали взятку, чтобы не забрал.

Все-таки, набрали ствольных и замочных дел мастеров и учеников, серебряных дел мастера и учеников, ложевника, столяра - всего 14 человек. По национальности: «немцы» (протестанты французского и немецкого происхождения) и «поляки» (католики белорусского или польского происхождения).

Никто из этих мастеров на родину не вернулся, хотя это им обещали. К тому же, несмотря на то, что вначале им обещали свободу вероисповедания они скорее всего приняли православие. На это указывают их новые имена, как например, Болтыр Иванов (Бартар Кинаман). Бартар Кинаман был самым опытным из мастеров - изготовлял пищали и пистоли, не имевшие аналогов.

Затинная (большая) и казачья завесная (малая) пищали
Затинная (большая) и казачья завесная (малая) пищали

Троих подмастерьев после прибытия в Москву сразу отправили в Астрахань для обучения «пансырному делу». Двое там и остались, в Москву вернулся только Якубко Яковлев.

Кроме мастеров набирали и просто ученых людей - как например, Симеона Полоцкого, который обучал подьячих Приказа тайных дел.

Симеон Полоцкий (12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — русский и белорусский духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Его основные произведения, включая две пьесы («Трагедию о Навходоносоре» и «Комидию о блудном сыне»), вошли в состав сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»
Симеон Полоцкий (12 декабря 1629, Полоцк, Полоцкое воеводство, Речь Посполитая — 25 августа 1680, Москва, Царство Русское) — русский и белорусский духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Его основные произведения, включая две пьесы («Трагедию о Навходоносоре» и «Комидию о блудном сыне»), вошли в состав сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»

Позже в Москву переехал выпускник Волынской академии Николай Павлович Дилецкий. Стал музыкантом при придворном театре.

Таким образом, чины Русского государства использовали приобретение новых территорий не только для получения материальных выгод. Но и для организации каналов "утечки мозгов". В плане противоборства такая политика имела большое значение, так как умные люди усиливали Русское царство.

-4

Материал подготовлен на основе статьи Ирины Валерьевны Герасимовой «Культурная эмиграция» из Вильны в Москву во второй половине XVII века: опыт социокультурного исследования.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!