Найти в Дзене
13,8K подписчиков

Эта художница случайно создала городской сериал. Вот как это было

Однажды художница Ника Гончар начала челлендж: каждый день новый скетч. Тогда она даже не подозревала, к чему это приведет. Вместе с порталом mamgrodno.com рассказываем.

Однажды художница Ника Гончар начала челлендж: каждый день новый скетч. Тогда она даже не подозревала, к чему это приведет. Вместе с порталом mamgrodno.com рассказываем.

Мы начинаем цикл статей о женщинах Беларуси. Сегодня, вместе с о гродненской художнице Нике Гончар.

Ника Гончар — художник, иллюстратор, аниматор, мультипликатор. Начатые во время конкурса хьюман-сторис, продолжаются до сих пор. Как промежуточный  результат —  первая персональная выставка «Лица» в Минске, анимационный проект «Свидание с Бразилией», участие в фестивале анимации в Берлине ShaSha7cec, авторские мастер-классы, интерпретации Danse Macabre с пляшущими скелетами и «Живые наброски» с танцующими людьми.

Ее рисунки превратились в  настоящий городской сериал, часть картинок перетекли в анимацию или полноценные мультфильмы. А художница открыла персональную выставку, стала аниматором и в какой-то степени — хронографом Гродно. И эта история продолжается…

Однажды художница Ника Гончар начала челлендж: каждый день новый скетч. Тогда она даже не подозревала, к чему это приведет. Вместе с порталом mamgrodno.com рассказываем.-2

«Я создала себе свой круг»

Периодически к Нике присоединяются другие любители городских зарисовок. До Гродно докатилось движение one coffee one sketch – приглашение рисовать в кафешках. «Не важно художник ты или нет, портреты это будут, натюрморты или вазочки». Похоже, сформировался популярный тренд: человек с открытым блокнотом и карандашами сегодня в городе не удивляет.

— Сначала это был повод собраться, найти творческую компанию, не стесняться рисовать везде, проводить вместе какое-то время. Затем всё развилось в пленэры, мастер-классы, рисование с живой натуры. Счастлива, когда вижу, что люди, которые познакомились на one coffee, продолжают свои проекты: кто-то фотографирует, рисует вместе. Появляется причастность к развитию современной культуры в твоем городе. Вот есть круг взрослых художников, круг музыкантов. Я создала себе свой круг.

«Счастлива, когда вижу, что люди, которые познакомились на one coffee, продолжают свои проекты: кто-то фотографирует, рисует вместе. Появляется причастность к развитию современной культуры в твоем городе»

Однажды художница Ника Гончар начала челлендж: каждый день новый скетч. Тогда она даже не подозревала, к чему это приведет. Вместе с порталом mamgrodno.com рассказываем.-3

«Моя любимая тема – наблюдение за людьми в процессе»

Ника с трудом достает из шкафа большую картонную коробку с набросками: «Как-то надо всё это разбирать». Сейчас она ведет две открытые тетради: портреты и комиксы.

Моя любимая тема – наблюдение за людьми в процессе. Все персонажи настоящие, то есть это портреты конкретных героев, которые чем-то выделяются для меня. Чаще всего это люди с опытом, без конвенциональной красоты.

— Комиксы – мой дневник рефлексии. Каждый день что-то происходит: в поликлинике, автобусе или аптеке. Какие-то эмоции складываются в сюжеты. Рисунки статичны, а внутри комикса есть движение, нужны навыки сторителлинга. Комикс может стать раскадровкой для анимации, мультфильма. Сначала нарисовала себе рамки, потом они складывают истории.

Находить что-то интересное в каждом дне – та ещё задачка. Но темы появляются сами собой. Рисуешь все, что всплывает в твоем инфополе.

Первого января – отражение в елочном шарике, третьего – автопортрет с маской из куркумы (он кстати, у меня на аватарке). Идешь с друзьями в баре посидеть, пока они разговаривают – новый сюжет.

Мне нравится всё, где может быть задействовано присутствие художника. Всё, что связано с личностью, телесностью. В детстве мама учила меня рисовать. В основном появлялись девочки-куклы, но это в любом случае были люди. Был человек. И до сих пор я люблю рисовать портреты, это воспитывает, ты можешь принимать мир разнообразным».


Ника постоянно вписывается в новые конкурсы и марафоны, где необходимо использовать различные техники. Например, Inktober (придумал американский художник Джейк Паркер) требовал создавать один рисунок тушью каждый день в октябре. Кроме туши, использует печатную графику, акварель, пастель, соус, уголь, аппликации, трафареты. Все жанры идут в ход: от портретов, натюрмортов до пейзажей. Наброски появляются из каракули, точки, заголовка в глянцевом журнале.

Я рисую честные портреты. Это не реализм и не копирование. Рисую долго и глубоко. Изучаю человека со всех сторон в буквальном смысле. Для каждого персонажа ищу ту технику, манеру, которая отражает мои ощущения от персоны.

Скетчи очень подвижны, неустойчивые конструкции мгновенно вызывают обратную связь. Движок запускают эмоция и гротеск. Чаще всего они заставляют людей улыбаться.

У меня есть внутренний тестер на хорошую по сюжету картинку: если мне смешно с моего персонажа, я считаю, что мне удалось. Выразительный портрет получается, когда он больше похож на человека, чем сам оригинал. Для этого стоит иногда подкрутить ручку абсурда.

«Cтоит иногда подкрутить ручку абсурда»

*Слово sketch в переводе с английского означает «эскиз». Простыми словами скетчинг — это быстрый рисунок, который не нуждается в детализации и точности. Задача рисунка-скетча — отразить ключевую идею или настроение.

«Чтобы было движение, нужны остановки»

Анимация (opens new window)– скорее очередное освобождение творческих блоков.

Я не готовлюсь в индустрию, на съемки больших сериалов. Скорее больше для себя история.

Дома в кабинете на столе стоит станок для анимации. Высокий короб закрыт синей тканью, сверху планшет. Внутри — фрагменты нового мультфильма «Человек в шляпе». Здесь нет четкого сюжета: персонажу уютно за дверью, но нужно выйти и встретиться с неизведанным.

«Затанцовывать» картинки Ника стала во время очередного марафона.

Потом хотела традиционные техники освоить, бумажные перекладки, пластилиновая анимация, песочную немного пробовала. Продолжаю и дальше учиться, в этом плане я идеальная ученица: если есть какая-то возможность в творческом эксперименте, скорее всего туда пойду.

– Девять секунд фильма – это 73 кадра. Я делаю перекладки, сделала парочку кадров и снова передвигаю. Чувствую себя хирургом или акушером. Важно терпение, долго следить за всеми объектами в кадре, чтобы каждому движению соответствовала определенная траектория.Я человек хаотичный, очень нетерпеливый, поэтому анимация воспитывает смирение, педантизм. В анимации больше свободы и меньше ответственности. Я не получала образования мультипликатора, для меня это отговорка – могу творить все, что хочу.

«Могу творить все, что хочу»

Как художник, я люблю двойные смыслы, скрип мозга, конечно, но не буду запихивать в искусство все библейские отсылки – для меня это не работает. В живописи, которую я активно хочу освоить, меня цепляет загадочное и таинственное. Может быть когда-нибудь буду пасхалки закладывать, и те, кому надо, поймут. Нарисуюсь вдоволь объёмов, светотеней, настоящего, и через пару лет буду рисовать что-то совсем отбитое. Это будет в любом случае весело. Stay tuned.

Автор видео, фотоистории: Катерина Гордеева; Автор текста: Инна Максимчик, mamgrodno