Найти тему
BFM.ru

Почему переименование театра Виктюка вызвало больше обсуждений, чем приговор авторам пьесы «Финист — Ясный сокол»

Театр Романа Виктюка переименовал новый худрук театра, режиссер Константин Богомолов. В связи с этим на Сhange.org была создана петиция с призывом снять Богомолова с должности худрука и вернуть театру имя Виктюка

   Здание театра «Театр Романа Виктюка».Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»
Здание театра «Театр Романа Виктюка».Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Переименование театра Виктюка вызвало больше обсуждений в театральном мире, чем приговор авторам пьесы «Финист — Ясный сокол», отмечают критики.

Накануне вечером режиссер Евгения Беркович и сценарист Светлана Петрийчук получили по шесть лет тюрьмы по обвинению в публичном оправдании терроризма. Еще во время процесса они обе были внесены в реестр террористов и экстремистов.

Тогда в защиту Беркович и Петрийчук выступали известные артисты, режиссеры, писатели, а ряд крупных деятелей написали открытое письмо с просьбой обжаловать арест, но после вчерашнего оглашения обвинительного приговора публично высказались лишь единицы. Например, худрук Александринского театра Валерий Фокин заявил РБК, что считает приговор неоправданно жестоким.

Объясняет автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:

Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «К сожалению, на мой взгляд, резонанс оказался даже меньше, чем на историю с переименованием театра Виктюка. Это в большей степени вызвало реакцию в неких оппозиционных кругах, нежели именно в театральной среде. Конечно, это для театра все равно очень важный момент, но, поскольку те, кто сейчас создает театр в России, стараются как можно меньше шероховатостей и сложностей с властью находить, все промолчали. К сожалению, никаких ярких выступлений по этому поводу нет. Я думаю, что и в дальнейшем ничего не будет. При том что Беркович и Петрийчук за эти два года действительно стали культовыми фигурами, но, к сожалению для многих, они, в общем, совершенно незнакомые режиссер и драматург. И только какая-то должна быть общность эмоциональная и внутрицеховая и понимание того, что сейчас за любое произведение искусства может прилететь, хотя, безусловно, сочувствующих очень-очень много. По большей части люди активно высказывают свою позицию не из России. И те, кто выступал в защиту Беркович и Петрийчук на суде, как раз не промолчали, но это уже голос одинокого в пустыне, поэтому вряд ли сейчас это сильно как-то повлияет на что-то».

Накануне Театр Романа Виктюка сменил название. Теперь он официально называется «Театр-сцена «Мельников». Это имя архитектора здания. Об этом сообщил новый худрук театра, режиссер Константин Богомолов. В связи с этим на Сhange.org была создана петиция, которая обращена к департаменту культуры Москвы и лично к его руководителю Алексею Фурсину, с призывом снять Богомолова с должности худрука и вернуть театру имя Виктюка.

Как пишет автор петиции и защитник театра, ряд спектаклей уйдет из репертуара, среди них такие знаменитые, как «Служанки», «Последняя любовь Дон Жуана» и «Маскарад Маркиза де Сада». Кроме того, спектакль «Федра» будет переделываться, после чего выйдет на сцену театра в обновленной редакции.

Комментирует театральный обозреватель, редактор отдела культуры «МК» Марина Райкина:

-2

Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Не думаю, что департамент культуры даст задний ход, на моей памяти не было такого случая, чтобы департамент отмотал даже в случае очень глобальной ошибки. Переименование театра Виктюка не отнесла бы я к этому разряду, потому что вопрос очень спорный. С одной стороны, сохраним ли мы историю и имя Виктюка, а оно, бесспорно, занимает достойное место в театральной истории России. Но чревато это после смерти основателя театра, тем более очень специфического театра, то есть неповторимого театра, который делал огромную ставку на пластику, на пластическое решение драматургии, перевод ее в какую-то текучесть. Но поскольку явных последователей нет, есть только исполнители, то есть работающие артисты, и то не все, то в таких случаях, как показывает опыт, это превращается в лучшем случае в музей, а в худшем случае — в посмешище с вялым существованием. Поэтому история с переименованием идет от Константина Богомолова, эта история — его история. И появившаяся петиция сразу предлагает ему гильотину вместо шанса поработать и доказать. А чуть что кричать, тем более выдавать анонимные петиции… я бы вообще на анонимки не реагировала».

Руководство «Театра-сцены «Мельников» поставило его сайт на реконструкцию, оставив только необходимые разделы. В сентябре дирекция театра запланировала провести пресс-конференцию, где она прокомментирует все решения и представит план новых постановок на 2024-2025 годы.