- Санд обладала невероятной работоспособностью. За свою долгую творческую карьеру она написала десятки романов, повестей и рассказов, множество статей и рецензий, путевые очерки, четырехтомную автобиографию «Историю моей жизни» и даже детские сказки.
- Литературный критик Виссарион Белинский был искренне восхищен позицией Санд: «...Для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи, — для нее существует только человек, и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, и она находит его, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о нем».
В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения одной из самых известных женщин-писательниц — Жорж Санд.
Амандина Люсиль Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван, родилась 1 июля 1804 года в Париже. Ее отец был дворянином, военным, а мать-итальянка — дочерью птицелова, уличной танцовщицей. Сочинять небольшие эссе Аврора начала еще в детстве.
До 18 лет воспитывалась в родовом поместье Ноан, а в 1818 году Аврора была помещена в Августинский католический монастырь, где провела два года и получила классическое для той поры женское образование. Там она увлеклась мистицизмом и обрела, по собственным словам, «рай на земле», запоем читала Шатобриана, Боссюэ, Монтескье, Аристотеля, Паскаля. Особенно ее поразил «Эмиль» Руссо:
«для меня он звучал, как Моцарт; я понимала все» .
Трактовку страсти и добродетели, любовь к природе Санд заимствовала у него. Она даже собиралась уйти в монахини, но семейные обстоятельства вынудили ее приехать в Ноан и взять на себя управление поместьем. В 1822 году Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. В неудачном браке родилось двое детей, но уже в 1831 году Аврора уехала в Париж, чтобы заняться литературой и обрести финансовую независимость. Оказавшись в богемном обществе, вскоре писательница выпустила роман «Роз и Бланш» в соавторстве с Жюлем Сандо.
Затем, в 1832 году, в свет вышел первый роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд — настоящее имя, опасаясь позора, запретила использовать семья мужа. Роман имел успех, Санд быстро стала знаменитой, начала сотрудничать с журналом «Revue de deux Mondes» и работать над новыми произведениями.
Санд обладала невероятной работоспособностью. За свою долгую творческую карьеру она написала десятки романов, повестей и рассказов, множество статей и рецензий, путевые очерки, четырехтомную автобиографию «Историю моей жизни» и даже детские сказки.
Жорж Санд умерла в 1876 году в своем поместье Ноане. Ее сочинения приобрели огромную популярность во Франции, и вскоре вышли за пределы страны, достигнув в числе прочих европейских стран и России. В романах Санд поднимались важные морально-нравственные вопросы, связанные с освобождением человека, социальным неравенством, а также проблемы любви и брака, чести и долга. Санд одной из первых женщин стала открыто зарабатывать на жизнь литературным трудом, бросив вызов представлениям о писательстве как об исключительно мужской профессии.
В русской общественной мысли 1840-х гг. идеи писательницы заняли особое место. Жорж Санд была настолько популярна, что появился даже специальный термин «жорж-сандизм». Поколение молодых людей взахлеб читало каждое новое произведение писательницы и даже пыталось подражать ее героям в реальной жизни. Полемика шла не только в оживленных гостиных и в личных письмах к друзьям и знакомым, но и на страницах популярнейших журналов того времени — таких изданий как «Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Телескоп», «Отечественные записки».
Литературный критик Виссарион Белинский был искренне восхищен позицией Санд: «...Для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи, — для нее существует только человек, и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, и она находит его, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о нем».
Образы и характеры сочинений французской писательницы присутствуют в сочинениях М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Ф. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. К ее идеям обращались Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, с ней полемизировал даже Лев Толстой.
Жорж Санд поклонялись и жестко критиковали, но о ней не могли не говорить. Современники считали, что Жорж Санд — женщина, которая пишет, как мужчины еще не читали.