Найти в Дзене
Исторический музей

Жорж Санд в России. К 220-летию со дня рождения писательницы

В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения одной из самых известных женщин-писательниц — Жорж Санд. Амандина Люсиль Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван, родилась 1 июля 1804 года в Париже. Ее отец был дворянином, военным, а мать-итальянка — дочерью птицелова, уличной танцовщицей. Сочинять небольшие эссе Аврора начала еще в детстве. До 18 лет воспитывалась в родовом поместье Ноан, а в 1818 году Аврора была помещена в Августинский католический монастырь, где провела два года и получила классическое для той поры женское образование. Там она увлеклась мистицизмом и обрела, по собственным словам, «рай на земле», запоем читала Шатобриана, Боссюэ, Монтескье, Аристотеля, Паскаля. Особенно ее поразил «Эмиль» Руссо: «для меня он звучал, как Моцарт; я понимала все» . Трактовку страсти и добродетели, любовь к природе Санд заимствовала у него. Она даже собиралась уйти в монахини, но семейные обстоятельства вынудили ее приехать в Ноан и взять на себя управление поместьем. В 1822 году Аврора
Оглавление

В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения одной из самых известных женщин-писательниц — Жорж Санд.

Амандина Люсиль Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван, родилась 1 июля 1804 года в Париже. Ее отец был дворянином, военным, а мать-итальянка — дочерью птицелова, уличной танцовщицей. Сочинять небольшие эссе Аврора начала еще в детстве.

Портрет Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен; 1804-1876). Вторая половина XIX в.
Портрет Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен; 1804-1876). Вторая половина XIX в.

До 18 лет воспитывалась в родовом поместье Ноан, а в 1818 году Аврора была помещена в Августинский католический монастырь, где провела два года и получила классическое для той поры женское образование. Там она увлеклась мистицизмом и обрела, по собственным словам, «рай на земле», запоем читала Шатобриана, Боссюэ, Монтескье, Аристотеля, Паскаля. Особенно ее поразил «Эмиль» Руссо:

«для меня он звучал, как Моцарт; я понимала все» .

Трактовку страсти и добродетели, любовь к природе Санд заимствовала у него. Она даже собиралась уйти в монахини, но семейные обстоятельства вынудили ее приехать в Ноан и взять на себя управление поместьем. В 1822 году Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. В неудачном браке родилось двое детей, но уже в 1831 году Аврора уехала в Париж, чтобы заняться литературой и обрести финансовую независимость. Оказавшись в богемном обществе, вскоре писательница выпустила роман «Роз и Бланш» в соавторстве с Жюлем Сандо.

Затем, в 1832 году, в свет вышел первый роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд — настоящее имя, опасаясь позора, запретила использовать семья мужа. Роман имел успех, Санд быстро стала знаменитой, начала сотрудничать с журналом «Revue de deux Mondes» и работать над новыми произведениями.

Санд обладала невероятной работоспособностью. За свою долгую творческую карьеру она написала десятки романов, повестей и рассказов, множество статей и рецензий, путевые очерки, четырехтомную автобиографию «Историю моей жизни» и даже детские сказки.

Санд Жорж (Занд, Жорж), (1804-1876). Деревенские повести / Предисл. А. К. Виноградова; Ил. и оформ. Н. В. Алексеева. 1931 г.
Санд Жорж (Занд, Жорж), (1804-1876). Деревенские повести / Предисл. А. К. Виноградова; Ил. и оформ. Н. В. Алексеева. 1931 г.

Жорж Санд умерла в 1876 году в своем поместье Ноане. Ее сочинения приобрели огромную популярность во Франции, и вскоре вышли за пределы страны, достигнув в числе прочих европейских стран и России. В романах Санд поднимались важные морально-нравственные вопросы, связанные с освобождением человека, социальным неравенством, а также проблемы любви и брака, чести и долга. Санд одной из первых женщин стала открыто зарабатывать на жизнь литературным трудом, бросив вызов представлениям о писательстве как об исключительно мужской профессии.

Жорж Санд, французская писательница (1804-1876). Репродукция. Конец ХIХ — начало ХХ вв.
Жорж Санд, французская писательница (1804-1876). Репродукция. Конец ХIХ — начало ХХ вв.

В русской общественной мысли 1840-х гг. идеи писательницы заняли особое место. Жорж Санд была настолько популярна, что появился даже специальный термин «жорж-сандизм». Поколение молодых людей взахлеб читало каждое новое произведение писательницы и даже пыталось подражать ее героям в реальной жизни. Полемика шла не только в оживленных гостиных и в личных письмах к друзьям и знакомым, но и на страницах популярнейших журналов того времени — таких изданий как «Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Телескоп», «Отечественные записки».

Портрет Жорж Санд. Репродукция с фотографии. 1880-е гг.
Портрет Жорж Санд. Репродукция с фотографии. 1880-е гг.

Литературный критик Виссарион Белинский был искренне восхищен позицией Санд: «...Для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи, — для нее существует только человек, и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, и она находит его, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о нем».

Образы и характеры сочинений французской писательницы присутствуют в сочинениях М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, М. Ф. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. К ее идеям обращались Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, с ней полемизировал даже Лев Толстой.

Жорж Санд поклонялись и жестко критиковали, но о ней не могли не говорить. Современники считали, что Жорж Санд — женщина, которая пишет, как мужчины еще не читали.