Наверное, все знают (а кто не знал, теперь знает), что кондиционер надо хотя бы раз в год чистить от всякой гадости. Иначе по прошествии некоторого времени, особенно по весне, при включении кондиционера вы можете почувствовать "прекрасный" запашок носков бати плесени. А плесень — это не только 5 килограммов ценного мяса неприятный запах, но и источник аллергенов. Плесень вкупе с просочившейся пылью оседает на испарителе, который в рабочем состоянии влажный, где потом процветает всякая гадость. Если слов недостаточно, вот вам фото испарителя после 14 лет эксплуатации. Фото моё со старого авто.
Как понимаете, если испаритель в таком состоянии, то это только разбирать систему и мыть вручную, а на большинстве машин, чтобы добраться до заветной коробочки, необходимо разобрать чуть больше, чем дофига. И вот, чтобы было меньше проблем, необходимо всего лишь раз в год проводить некоторые манипуляции (я не буду описывать классические "дайте поработать печке, чтобы испаритель высох" etc, это сами почитаете при желании).
Первым делом необходимо прикупить пару очистителей — пенный и "шашку", она же "бомба". Первой пойдёт пена, её задача — добраться до сот испарителя, втянуть грязь в себя, образовать защитную плёнку и стечь через конденсационный слив под машиной. Я предпочитал химию AiM-One, но в Чате Сообщества мне посоветовали Axiom A9617 и я ни капли не пожалел.
В основной рекомендации всех устройств написано "вставьте шланг в дренажное отверстие". Но с этим связана одна трудность — дренажная трубка находится под машиной и для доступа к ней надо или домкратить машину, или использовать яму/подъёмник. Посему было решено искать более простой вариант доступа к испарителю — а именно через вентиляцию. В интернетах есть варианты добраться и через печку, и через конденсатор (?). Ну а что мешает посмотреть на самое близкое место — обдув ног?
Снимаем бардачок, заодно вытаскиваем фильтр (последующая замена фильтра ОБЯЗАТЕЛЬНА!), а далее необходимо отщёлкнуть сопло в ноги. Там всего лишь одна защёлка. И вот раструб у нас в руках, а далее открывается взору заслонка.
Включаем зажигание, переключаем режим вентиляции в ноги с включением кондиционера и выключаем зажигание. Задача — открыть заслонку и получить прямой доступ к радиатору испарителя. Берём встряхнутый заранее очиститель с надетой трубкой, кончик трубки пропихиваем как можно глубже в сторону испарителя (КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ!) и нажимаем на кнопку спуска. Держим, пока пена не появится в районе заслонки. Так и оставляем. Минут через 15-20 (да-да, очень долго!) пена должна начать оседать. Возможно, чтобы она быстрее осела, стОило сначала включить печку и не использовать кондиционера, чтобы испаритель был тёплым, но, что было, то было. Как пена оседает, добавляем её ещё и ещё, пока баллон не опустеет… Ну или пока не надоест. Что место мы выбрали правильно, покажет лужа жидкого пенного очистителя под машиной, вытекающая из сливной трубки.
И боги упаси вас включить печку, пока пена не осела! Я это сделал и в пене было ВСЁ — бардачок, двери, ковёр, я…
После того, как пена осела полностью и вытекла (в теории даже образовав плёнку), надо закрепить результат. Если честно, я решил оставить на следующий день (тем более, что в процессе закапал дождик). Но вторую фазу всё равно считаю обязательной — использование шашки. Купить можно практически любую, состав там практически идентичный, за исключением ароматизаторов. Выбирал просто по цене, если честно.
Задача её проста — распылить вещества по системе кондиционирования и салону. Работа достаточно простая — включить обогрев машины (в тёплой среде лучше работают вещества), минут через 5 отключить обогрев, оставив только холодный режим, НО БЕЗ КОНДИЦИОНЕРА, закрыть наружную заслонку (включить рециркуляцию по салону), вновь вытащить фильтр, если его зачем-то поставили вновь, поставить шашку и нажать одноразовую кнопку. Как пойдёт газ, закрыть двери и уйти пить чай. Сама шашка работает пару минут и после ещё минут 10-15 надо, чтобы машина работала, гоняя распылённые вещества по салону.
И вот, когда надоело пить кофе-чай и перекуривать, можно заглушить машину. Открываются ВСЕ двери и машина ещё минут 10-15 должна простоять вот так, выветривая остатки веществ. И вот, когда уже пятая кружка кофе выливается из глаз, можно возвращаться и ставить строго НОВЫЙ фильтр салона, вешать вонючку и катиться ко всем чертям друзьям.
Спустя пару недель добрался я до эндоскопа и решил посмотреть, в каком же состоянии у меня испаритель, вспоминая фото из начала поста. И вот, вновь сняв сопло в ноги, полез уже другой "трубочкой". И что же я там увидел?
Испаритель в отличном состоянии, не смотря на то, что туда не лазили ни разу за всё время, изредка проводя чистку. Даже раде интереса попробовал снять соты поближе и это получилось (на сколько позволил китайский эндоскоп с говноразрешением 640х480
Считаю отличным результатом всю выполненную работу! К тому же порадовало, что можно добраться до испарителя более лёгким способом!