Вку́свилл — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов, позиционируемых как «продукты для здорового питания». На июль 2023 года «Вкусвилл» имеет более 1490 магазинов в 147 городах России.
История
Основана в 2009 году в Москве предпринимателем Андреем Кривенко как сеть магазинов под названием «Избёнка». Первый магазин открылся в районе Строгино 12 мая 2009 года. С 2012 года помимо (а позднее и вместо) «Избёнок», торговавших исключительно молочной продукцией, начали открываться магазины «Вкусвилл» с более широким ассортиментом, с фокусом на скоропортящуюся продукцию без консервантов и усилителей вкуса от небольших производителей.
За 2014 год сетями «Избёнка» и «Вкусвилл» управляли ООО «Луг да поле» и ООО «Вкусвилл», выручка и чистая прибыль первого составили 3,59 млрд рублей и 446 млн рублей соответственно, второго — 1,33 млрд рублей и −41 млн рублей. По данным на 2016 год, совокупная выручка обеих компаний составила 18,5 млрд рублей, количество сотрудников — около 3,5 тыс. человек. Владельцем обеих компаний является основатель сети Андрей Кривенко.
С 2017 года компания начала открывать магазины за пределами Москвы и Подмосковья (в соседних областях и Санкт-Петербурге). В том же году компания вошла в рейтинги РБК, заняв 489-е место среди 500 крупнейших компаний России, а также 3-е место из 50 самых быстрорастущих компаний России.
В мае 2019 года компания стала соучредителем ООО «Парим-варим», созданного для развития собственной сети кулинарии.
В 2020 году на фоне пандемии COVID-19 сеть увеличила долю онлайн-продаж до 15 %. В мае 2020 года открылся первый магазин VkusVill в Амстердаме . В мае 2020 года Вкусвилл в качестве эксперимента начал продажу вина в одном из столичных магазинов . 24 декабря 2020 года стало известно, что сеть добавит возможность покупать газировку, конфеты и снеки в онлайн-магазине сети в целях повышения среднего чека заказов .
Также в 2020 году «Вкусвилл», выполнив 10,6 млн заказов, вошел в топ-5 крупнейших по обороту онлайн-продавцов еды в России. Ретейлер, по оценке Infoline, стал второй наиболее динамичной компанией после «Светофора» с ростом выручки на 38,8 % .
В июле 2021 года компания была перерегистрирована из Москвы в Черноголовку — родной город основателя «Вкусвилла» Андрея Кривенко . В сентябре 2021 года The Wall Street Journal сообщила о намерении «Вкусвилл» и СПБ Биржи в этом году или в начале следующего выйти на IPO в США, с учётом предполагаемой стоимости торговой площадки в 2 млрд долларов, а сети магазинов — от 3 до 5 млрд долларов . 21 сентября 2021 года «Вкусвилл» начал процесс ребрендинга, в рамках которого были изменены логотип сети, слоган и шрифт, созданный специально для сети Юрием Гордоном. Также в цветовую палитру визуальной составляющей компании был добавлен новый цвет — красно-ягодный. Слоганом сети стала фраза «Здесь полезное вкусно» .
9 июня 2022 года из-за сложившейся геополитической обстановки «Вкусвилл» отказался от планов по проведению IPO на иностранных рынках . В ноябре 2022 года компания объявила о старте продаж продуктов в Китае . В мае 2022 года «ВкусВилл» запустил поставки своей продукции в Казахстан . В ноябре 2022 года началось закрытие магазинов VkusVill в Амстердаме . В ноябре 2023 года стало известно о покупке компанией «ВкусВилл» сети кафе «Андерсон» .
Собственники
Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую . Структуре Baring Vostok принадлежит 12,16 % акций ретейлера .
Критика
- 30 июня 2021 год на сайте «Вкусвилл» была опубликована статья «Рецепты семейного счастья», в которой описывались семьи, покупающие продукты в сети супермаркетов бренда. В числе прочих была рассказана история ЛГБТ+ семьи, что вызвало полярные реакции в рунете. Некоторые СМИ заявили о первом случае поддержки ЛГБТ-движения в истории крупного российского бизнеса. Однако после распространения материала среди телеграм-каналов ультраконсервативного толка, в адрес ВкусВилл, а также семьи девушек из статьи, стали поступать угрозы, в том числе физической расправы. В результате общественного резонанса, руководство сети супермаркетов удалило статью с сайта и соцсетей и принесло извинения за «ошибку, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников». После этого компанию раскритиковала и либерально настроенная часть аудитории. Героиням ролика из-за угроз пришлось уехать из России в Испанию. Маркетолог и ещё несколько сотрудников уволились.
- В ноябре 2023 года российские СМИ сообщили о том, что АНО «Роскачество» обнаружило патогенные бактерии (листерии) в пельменях под собственной торговой маркой «ВкусВилл». По сообщению компании, Роскачество уведомило ВкусВилл о результатах экспертизы заранее, до публикации результатов исследования, и компания в тот же день сняла с продаж проверяемую продукцию. Был привлечён внешний аудитор для анализа рисков и разработки корректирующих мер, контроль качества продукции на производстве был ужесточён, проведены дополнительные проверки, по результатам которых листерий в продукции обнаружено не было.