247,1K подписчиков

Нидерландская революция: всё не так однозначно

1K прочитали

Все, кто более-менее знаком с историей Ренессанса, слыхали массу ужасов о действиях испанцев в Нидерландах. Из герцога Альба историография вообще местами сделала какого-то ренессансного Гитлера (мне, кстати, нравится его сравнивать с Ермоловым - многие момент очень схожи). Конечно, отрицать страданий голландцев по испанской вине нельзя, как и массы военных преступлений испанцев тех лет. Но, как обычно в истории, "всё не так однозначно".

Итак, после событий 1568 года дела у сторонников Вильгельма Оранского были очень, очень плохи. Более-менее наладились они в 1572 году, когда снова удалось набрать приличную по размеру армию, да и Людвиг Нассау-Дилленбургский (
брат Вильгельма) вернулся на театр боевых действий.

Только вот откуда взялась армия? Разумеется, она была наёмной - собранной в Германии и, частично, Франции. Я уже не раз упоминал о забавном парадоксе: зачастую, голландцев в испанской армии было куда больше, чем под знамёнами сторонников нидерландской независимости. Особенно забавно это смотрится в истории осады Грунло, например, но сейчас не о том.

Все, кто более-менее знаком с историей Ренессанса, слыхали массу ужасов о действиях испанцев в Нидерландах.

Само собой разумеется, что с оплатой крови и пота этих самых наёмников проблем у Вильгельма Оранского было ещё больше, чем у Испании - с жалованьем для терций. Глупо было бы ожидать чего-то иного, чем масштабной реализации принципа "война кормит войну": освободители Нидерландов начали грабить страну столь же рьяно, как делали это сторонники Габсбургов.

Естественно, приводило это к большому потоку беженцев. Бежали и от испанцев, и от условных "голландцев", но понятно, что декларирующему освобождение страны от "захватчиков" Вильгельму Оранскому такая ситуация нравилась ещё меньше, чем его врагами. Что делать?

Остановить грабежи он, разумеется, не мог: наёмники его бы просто бросили, и всё. Объяснить местным, что "так надо ради свободы" тоже было затруднительно.

В итоге, последовало прекрасное решение: Вильгельм сделал пафосное заявление о том, как скорбит о бедах жителей Нидерландов, и как не хочется ему продолжения вражды между протестантами и католиками (
коих хватало и среди местных, а под раздачу они попадали в первую очередь). И призвал всех возвращаться домой.

А кто возвращаться не желает... у того, само собой, будет конфисковано имущество! На нужды Нидерландской революции. Ясное дело, что "невозвращенцев" оказалось полно: жить-то хочется всем, а Нидерланды тех лет - очень, очень плохое место для жизни, вне зависимости от вероисповедания и политических взглядов. Вуаля, казна Вильгельма Оранского неплохо пополнилась.

В высшей степени наивно полагать, что на одной стороне в такой войне стояли хорошие парни, а на другой - плохие. Что Вильгельм, что герцог Альба были людьми своей эпохи, и деятельность свою вели в одинаковых условиях. Крайними, к сожалению, оказывались простые люди, и тут ничего не поделаешь. Это уже не феодальная война...

Grand Orient