Найти в Дзене

Мурманские контрасты

Вспоминаю клише про город контрастов, разглядывая мурманские фотографии и видео, которые я снял там в конце июня. Мурманский контраст - это, конечно, погода. Я приехал вечером дня, в середине которого было до +20. Затем два дня подряд +8, ветер и дождь. И приветливый летний город снова становится серым и неуютным, каким я его однажды узнал в сентябре. А после снова будет потепление.
Но у Мурманска есть своя атмосфера. Сложно спутать его с чем-либо ещё. Особенно когда идёшь по городу в полярный день и отказываешься верить, что сейчас вообще-то полночь. Еще один — это развитие города.
Вообще Мурманску явно предписано Вселенной стать большой туристической единицей, какой он никогда не был ввиду своей труднодоступности. В XXI веке добраться до него уже не так сложно. Есть аэропорт, и строится новый современный терминал, есть железная дорога, а автодорога «Кола» из убитого тракта, по которому ездить только адским колесницам, за последние полвека превратилась во вполне комфортный путь с АЗ

Вспоминаю клише про город контрастов, разглядывая мурманские фотографии и видео, которые я снял там в конце июня.

Мурманский контраст - это, конечно, погода. Я приехал вечером дня, в середине которого было до +20. Затем два дня подряд +8, ветер и дождь. И приветливый летний город снова становится серым и неуютным, каким я его однажды узнал в сентябре. А после снова будет потепление.

Но у Мурманска есть своя атмосфера. Сложно спутать его с чем-либо ещё. Особенно когда идёшь по городу в полярный день и отказываешься верить, что сейчас вообще-то полночь.

Еще один — это развитие города.

Вообще Мурманску явно предписано Вселенной стать большой туристической единицей, какой он никогда не был ввиду своей труднодоступности. В XXI веке добраться до него уже не так сложно. Есть аэропорт, и строится новый современный терминал, есть железная дорога, а автодорога «Кола» из убитого тракта, по которому ездить только адским колесницам, за последние полвека превратилась во вполне комфортный путь с АЗС, мотелями и красивыми видами вокруг. И интерес людей к нему растет — в городе появляются интересные гостиницы, развивается северная кухня, вокруг города появляются пешие маршруты в цивилизованном понимании этих слов.

-3

И всё-таки у Мурманска и современная судьба тяжелая. Он основан в удобном для морского порта месте. Но сложный рельеф очень сильно ограничивает развитие города. В некоторые районы даже заходить страшно (самого лютого контента тут не будет, во всяком случае пока). И как бы ни пыжились региональные власти, создавая благоприятный внешний облик (по части айдентики и пиара тут действительно прокачались), люди не путают туризм с миграцией. Турпоток растет, а вот население уменьшилось с почти 500 тысяч человек 35 лет до 266 тысяч сегодня. Почти в два раза! Люди хотят тепла, солнца и газ в квартире (в Мурманске с этим проблемы, там где газ есть, его подают через специальные ёмкости).

В какой-то момент в естественном движении населения наступит некое равновесие. И тогда самые стойкие начнут пользоваться плодами усилий сделать среду чуточку более дружелюбной. Ну и сами они будут здесь жить не по принципу «где родился, там и пригодился», а реально, как это я уже отмечал в одном из постов выше, по любви.

Делаю видео о дороге «Кола», в котором и Мурманску уделю внимание. А пока посмотрите немного на фотографии.