Криминальные режиссёр и драматург на скамье подсудимых
Из новостей: 8 июля 2-й Западный окружной военный суд назначил режиссёру Евгении Беркович и драматургу Светлане Петрийчук по шесть лет колонии по делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Слушания были закрытыми. Причиной для возбуждения дела стал поставленный Беркович спектакль «Финист — Ясный сокол» о женщинах, которые знакомились в соцсетях с представителями радикального ислама. Сценарий к спектаклю написала Петрийчук.
Откровенно говоря, я без особого восторга последнее десятилетие выступаю против необоснованных посадок либералов, когда это случается. Ну, как-то не очень тянет вступаться за людей, из лагеря которых по адресу левых, когда их убивают, сажают, жгут, пытают на Украине и в других «цивилизованных странах», только и слышится: «Поделом! Туда и дорога! Браво! Сами себя сожгли, сами запытали, ха-ха-ха! Хорошо, но мало!» и т.д. Но всё же есть некоторые принципиальные моменты, по которым стоит высказаться.
Прежде всего: может ли литературное произведение, в данном случае спектакль, агитировать за революцию/контрреволюцию, нацизм/антифашизм и прочие подобные хорошие/нехорошие вещи? Ну, конечно, может. Чтобы далеко не ходить, можно взять весь пласт позднесоветских фильмов, и мы увидим, что наряду с советскими ценностями они прекрасно агитировали и за совсем не советские: зрители любовались на обаяшек-эсэсовцев в «17 мгновениях весны» и невольно очаровывались ими, и на элегантных белогвардейцев в исполнении Высоцкого или Стржельчика в «Адъютанте его превосходительства» и «Служили два товарища». И говорили эти персонажи в фильмах, разумеется, именно так, как и подобает нацистам или белой офицерне, а вы как хотели?
Ранее тот же криминальный спектакль получал премии (был номинирован в 2022-м на театральную премию Золотая маска по четырём номинациям).
Вполне вероятно, что первая демонстрация нацистов на Пушкинской площади 20 апреля 1982 года, в день рождения Сами-Знаете-Кого, была спровоцирована, в том числе, неоднократными просмотрами фильма Лиозновой и любованиями на красивое кидание зиг и умопомрачительную эсэсовскую форму от Хьюго Босс. Но значит ли это, что Татьяну Лиознову и Юлиана Семёнова за такое следовало волочь на чёрную скамью и в кутузку и впаивать им по 6 лет колонии за оправдание гитлеризма, реабилитацию нацизма или что там ещё? Нет, конечно. Художественное творчество неподсудно. Если в каком-то художественном произведении равновесие нарушено в пользу той или иной нехорошей идеологии, оно подлежит идейной критике в печати. Его не должно финансировать и награждать государство, это уж точно. Если такого безобразия там слишком много, то пусть это произведение никто не читает и не смотрит. Пусть, наконец, книги писателя шлют ему домой, как слали Кнуту Гамсуну, поддержавшему нацизм, тома его сочинений посылками со всей Европы, в знак презрения. Но сажать писателя за решётку за его романы? Режиссёра за спектакли? (Хотя у Гамсуна поддержка нацизма была не только литературной, но это уж другой вопрос).
А посадки... К чему они приведут? Конечно, литература и искусства в России и так находятся наполовину в состоянии трупного окоченения, а наполовину — посмертного гниения, так что особенно беспокоиться за их судьбу не приходится. Но всё же получается, что изобразить на сцене или в романе какого-нибудь врага теперь нельзя: ведь он и говорить должен, как враг, а это запрещено и ныне расценивается как пропаганда! Или враг должен быть неживой, ходульной фигурой, которая сама себя беспрерывно клеймит и разоблачает? Гм...
В своё время в СССР уже было сделано подобное: известный процесс писателей Даниэля и Синявского в 1966-м. Про который тогдашний глава Советского государства Анастас Микоян в мемуарах высказался так:
«Помню, как Суслов и его чиновники из Отдела пропаганды ЦК начали «дело Даниэля и Синявского». Это дело очень походило на позорную войну Хрущёва против Бориса Пастернака… И вот теперь, оказывается, то же самое: на этот раз — без Хрущёва, при руководстве Брежнева, обрушилось на двух писателей. Как будто все сговорились оттолкнуть интеллигенцию от партии. Невероятно!».
По крайней мере, никто не додумался предать Даниэля с Синявским военному (!) суду, как нынче, и процесс 1966 года был открытым для прессы, включая иностранную.
Кстати, тут вышло прямо по упомянутому Микояном Пастернаку:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Либеральная интеллигенция, конечно, так и так не любит нынешнюю РФ уже хотя бы потому, что она — тень ещё более ненавистной ей РСФСР. Дальше отталкивать её в наше время уже просто некуда. Но ведь и сажать всех грамотных подряд — не выход. Может быть, сразу расстреливать? :)