Альбрехт Дюрер — один из наиболее выдающихся художников немецкого Ренессанса. Одним из его самых знаменитых произведений является гравюра «Меланхолия I», созданная в 1514 году. Эта работа продолжает привлекать внимание исследователей и любителей искусства по сей день благодаря своей загадочности и богатству символики.
Что мы видим?
Гравюра выполнена на меди, что позволяет добиться высокой выразительности и детальности линий. Дюрер использует эту технику для создания сложных и многослойных изображений, насыщенных символикой.
В центре композиции изображена задумчивая фигура, окруженная различными объектами. Учитывая небольшой размер произведения — 23,9 × 18,8 см — детальность и мастерство автора поражают воображение. Подробнее о конкретных предметах и их смысле поговорим далее.
Символика и интерпретации
На гравюре изображена фигура с крыльями в задумчивой позе. Некоторые исследователи считают, что Дюрер изобразил самого себя в виде ангела. Это предположение основывается на многочисленных автопортретах художника, где он тщательно прорабатывает свою внешность и возводит себя к образу Христа. Однако нельзя утверждать это на 100%: толкования произведений тех лет часто основываются на допущениях и обобщениях.
Ещё одна версия: ангел — это аллегорическое изображение меланхолии, символизирующее болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску, но в то же время тягу к знаниям и духовному развитию.
Иная интерпретация: в центре композиции женщина с крыльями и в венке, олицетворяющая собой Логику – музу Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: она не может проникнуть за завесу тайны Вселенной.
В целом, глядя на произведение, идея считывается достаточно ясно: грусть и тоска раздумья, которые приносят с собой знания. Эта идея читается ещё в ветхозаветной книге Екклесиаста:
«И сердце моё видело много мудрости и знания. И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания — умножает скорбь».
Но при внимательном изучении гравюры мы замечаем необычные контрасты разнородных предметов. По одной из версий, композиция Дюрера отражает философскую идею связи понятий возможного и действительного, необходимого и случайного, покоя и движения, воли и разума.
Название гравюры
Меланхолия, согласно средневековым представлениям, была одной из четырех жидкостей, определяющих темперамент человека — черной желчью. А ещё, меланхолия — это дочь Сатурна, ассоциирующаяся с интровертными и интеллектуальными качествами и склонностью к созерцанию. Именно эта тема раскрывается в гравюре: фигура погружена в глубокие размышления, что характерно для искусства Северного Возрождения.
Во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто — «Меланхолия». Но наверху изображения мы видим надпись «Меланхолия I». Есть несколько версий, откуда взялась римская цифра «I»:
- Версия первая: цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который считал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
- Версия вторая: согласно психологическим учениям того времени, существуют три вида меланхоликов: одни из них были творческими людьми с развитой фантазией; другие — политики и ученые с развитым умом; третьи — люди религии и философы с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом первого типа, пишет на гравюре «Меланхолия I».
- Версия третья: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». В совокупности со словом, надпись означает «Прочь, меланхолия».
- Версия четвертая: художник задумал создать несколько работ на тему меланхолии, поэтому и начал нумеровать свои произведения.
- Версия пятая, похожая на предыдущую: меланхолик — один из четырёх типов темперамента. Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими номерами разместились бы остальные типы — сангвиник, холерик и флегматик.
- Версия шестая: техника гравюры выполняется в зеркальном отражении. Создавая эту работу, Дюрер ошибся при написании названия и вместо последней буквы слова он начал писать букву «М». «Единица» — попытка скрыть ошибку и выйти из сложившейся ситуации.
Атрибуты и детали
На гравюре можно увидеть множество символов, связанных с наукой: различные атрибуты геометрии и исследовательские приборы, такие как циркуль, песочные часы и многогранники. Эти элементы подчеркивают связь между меланхолией и научным поиском, интеллектуальными стремлениями, а также иллюстрируют интерес Дюрера к математике и геометрии.
Кроме того, жернов и циркуль — атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн, также покровительствующий меланхоликам (сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики — Луне, а холерики — Марсу). А песочные часы намекают на мрачные размышления о краткости жизни, свойственные меланхоликам.
Нужно отметить, что все эти предметы, связанные с ремеслами и наукой, расположены на картине не хаотично, а в соответствии со ступенями человеческого познания:
- первая ступень — познание ремесленное, поэтому внизу картины мы видим пилу, линейку, гвозди и прочее;
- следующий уровень — научное и экспериментальное познание, поэтому выше расположены циркуль, весы, песочные часы и прочее;
- высшая ступень — познание сверхрациональное, интуитивное, связывающее человека с Богом; здесь мы видим лестницу, которую можно соотнести с лестницей из сна Иакова, по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю, служащей для связи человека с Всевышним.
Весы, многогранник и шар могут указывать на неустойчивость меланхолического темперамента: весы склоняются то в одну, то в другую сторону; шар неустойчив из-за своей формы, а многогранник на изображении стоит на неустойчивой плоскости.
Тигель для плавки свинца снова отсылает к Сатурну, так как свинец считался его земным воплощением, а также алхимики считали, что свинец может быть трансмутирован в золото.
Одним из самых примечательных элементов является магический квадрат, в котором, независимо от направления сложения чисел, всегда получается сумма 34. В этом квадрате зашифрован год создания гравюры — 1514, а также дата смерти матери художника и несколько других знаковых для Дюрера дат. Ранее считалось, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность. Также персонажа гравюры от приступов смертельной тоски защищает венок из лютиков и водяного кресса.
При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер наблюдал за яркой кометой. Возможно, именно её мы видим вверху изображения. Она может отсылать к тому, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна — ранее считалось, что все кометы притягиваются именно этим небесным телом. В гравюре в целом многие детали отсылают к Сатурну. Считалось, что покровитель меланхоликов Сатурн старше других богов, и только ему присущ высший интеллект.
Отметим также, что комета для Дюрера, вероятно, символизировала апокалипсис. Это астрономическое явление считалось предвестником чего-то страшного. Вот что говорится в Откровении Иоанна Богослова:
«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки»
В противовес комете, предвестнику плохого, мы видим на небе радугу — символ надежды. В Книге Бытия символом спасения для Ноя стала именно радуга:
«Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти»
В левой части гравюры мы видим собаку, которую считали воплощением меланхолии из-за развитого интеллекта и склонности к беспокойству, причисляемому к душевным болезням.
Ещё одно указание на Сатурна — ключи и кошелек. Это символы власти и богатства, которыми он управлял. Это ещё одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.
Летучая мышь, на крыльях которой надпись «Меланхолия I» (или она просто несет некую табличку?), может подразумевать, что меланхолия – это особое состояние, которое часто наступает с приходом ночи, это своего рода сумерки сознания, когда человеку могут приоткрываться смыслы, недоступные сознанию дневному, рациональному.
Путти или Амур, старательно что-то записывающий, может быть аллегорией практической жизни. Противопоставляя его с фигурой ангела, Дюрер подчеркивал, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.
Ещё одна версия, согласно которой Амур или Эрот, задремал. Это может говорить о том, что в состоянии меланхолии засыпают земные желания и страсти, эротическое влечение затухает и сублимируется в созидание и творчество.
И ещё один вариант толкования: сидящий на мельничном жёрнове Путти, вычерчивающий что-то на восковой дощечке, это «мысль без действия».
Автопортрет души
Эрвин Панофский, известный историк искусства, называл эту гравюру «автопортретом души Дюрера». Этот подход подчеркивает, что работа является не просто изображением меланхолии, но и глубоким личным выражением внутреннего мира художника. Фигура Меланхолии символизирует интеллектуальные и творческие мучения, с которыми сталкивался сам Дюрер.
«Меланхолия I» Альбрехта Дюрера остаётся одной из самых загадочных и символически насыщенных работ в истории искусства. В небольших размерах своего творения непревзойденный мастер гравюры смог зашифровать столько тайного смысла, что с годами его работа не стала более понятной, а лишь обросла новыми толкованиями. Гравюра продолжает привлекать внимание исследователей и любителей искусства, предлагая все новые и новые интерпретации