Найти тему

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия I»: символы и тайны

Оглавление

Альбрехт Дюрер — один из наиболее выдающихся художников немецкого Ренессанса. Одним из его самых знаменитых произведений является гравюра «Меланхолия I», созданная в 1514 году. Эта работа продолжает привлекать внимание исследователей и любителей искусства по сей день благодаря своей загадочности и богатству символики.

Альбрехт Дюрер, Меланхолия. 1514
Альбрехт Дюрер, Меланхолия. 1514

Что мы видим?

Гравюра выполнена на меди, что позволяет добиться высокой выразительности и детальности линий. Дюрер использует эту технику для создания сложных и многослойных изображений, насыщенных символикой.

В центре композиции изображена задумчивая фигура, окруженная различными объектами. Учитывая небольшой размер произведения — 23,9 × 18,8 см — детальность и мастерство автора поражают воображение. Подробнее о конкретных предметах и их смысле поговорим далее.

Символика и интерпретации

На гравюре изображена фигура с крыльями в задумчивой позе. Некоторые исследователи считают, что Дюрер изобразил самого себя в виде ангела. Это предположение основывается на многочисленных автопортретах художника, где он тщательно прорабатывает свою внешность и возводит себя к образу Христа. Однако нельзя утверждать это на 100%: толкования произведений тех лет часто основываются на допущениях и обобщениях.

-2

Ещё одна версия: ангел — это аллегорическое изображение меланхолии, символизирующее болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску, но в то же время тягу к знаниям и духовному развитию.

Иная интерпретация: в центре композиции женщина с крыльями и в венке, олицетворяющая собой Логику – музу Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: она не может проникнуть за завесу тайны Вселенной.

В целом, глядя на произведение, идея считывается достаточно ясно: грусть и тоска раздумья, которые приносят с собой знания. Эта идея читается ещё в ветхозаветной книге Екклесиаста:

«И сердце моё видело много мудрости и знания. И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания — умножает скорбь».

Но при внимательном изучении гравюры мы замечаем необычные контрасты разнородных предметов. По одной из версий, композиция Дюрера отражает философскую идею связи понятий возможного и действительного, необходимого и случайного, покоя и движения, воли и разума.

Название гравюры

Меланхолия, согласно средневековым представлениям, была одной из четырех жидкостей, определяющих темперамент человека — черной желчью. А ещё, меланхолия — это дочь Сатурна, ассоциирующаяся с интровертными и интеллектуальными качествами и склонностью к созерцанию. Именно эта тема раскрывается в гравюре: фигура погружена в глубокие размышления, что характерно для искусства Северного Возрождения.

-3

Во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто — «Меланхолия». Но наверху изображения мы видим надпись «Меланхолия I». Есть несколько версий, откуда взялась римская цифра «I»:

  • Версия первая: цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который считал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
  • Версия вторая: согласно психологическим учениям того времени, существуют три вида меланхоликов: одни из них были творческими людьми с развитой фантазией; другие — политики и ученые с развитым умом; третьи — люди религии и философы с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом первого типа, пишет на гравюре «Меланхолия I».
  • Версия третья: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». В совокупности со словом, надпись означает «Прочь, меланхолия».
  • Версия четвертая: художник задумал создать несколько работ на тему меланхолии, поэтому и начал нумеровать свои произведения.
  • Версия пятая, похожая на предыдущую: меланхолик — один из четырёх типов темперамента. Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими номерами разместились бы остальные типы — сангвиник, холерик и флегматик.
  • Версия шестая: техника гравюры выполняется в зеркальном отражении. Создавая эту работу, Дюрер ошибся при написании названия и вместо последней буквы слова он начал писать букву «М». «Единица» — попытка скрыть ошибку и выйти из сложившейся ситуации.

Атрибуты и детали

На гравюре можно увидеть множество символов, связанных с наукой: различные атрибуты геометрии и исследовательские приборы, такие как циркуль, песочные часы и многогранники. Эти элементы подчеркивают связь между меланхолией и научным поиском, интеллектуальными стремлениями, а также иллюстрируют интерес Дюрера к математике и геометрии.

-4

Кроме того, жернов и циркуль — атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн, также покровительствующий меланхоликам (сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики — Луне, а холерики — Марсу). А песочные часы намекают на мрачные размышления о краткости жизни, свойственные меланхоликам.

-5

Нужно отметить, что все эти предметы, связанные с ремеслами и наукой, расположены на картине не хаотично, а в соответствии со ступенями человеческого познания:

  • первая ступень — познание ремесленное, поэтому внизу картины мы видим пилу, линейку, гвозди и прочее;
  • следующий уровень — научное и экспериментальное познание, поэтому выше расположены циркуль, весы, песочные часы и прочее;
  • высшая ступень — познание сверхрациональное, интуитивное, связывающее человека с Богом; здесь мы видим лестницу, которую можно соотнести с лестницей из сна Иакова, по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю, служащей для связи человека с Всевышним.
-6

Весы, многогранник и шар могут указывать на неустойчивость меланхолического темперамента: весы склоняются то в одну, то в другую сторону; шар неустойчив из-за своей формы, а многогранник на изображении стоит на неустойчивой плоскости.

-7

Тигель для плавки свинца снова отсылает к Сатурну, так как свинец считался его земным воплощением, а также алхимики считали, что свинец может быть трансмутирован в золото.

-8

Одним из самых примечательных элементов является магический квадрат, в котором, независимо от направления сложения чисел, всегда получается сумма 34. В этом квадрате зашифрован год создания гравюры — 1514, а также дата смерти матери художника и несколько других знаковых для Дюрера дат. Ранее считалось, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность. Также персонажа гравюры от приступов смертельной тоски защищает венок из лютиков и водяного кресса.

При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер наблюдал за яркой кометой. Возможно, именно её мы видим вверху изображения. Она может отсылать к тому, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна — ранее считалось, что все кометы притягиваются именно этим небесным телом. В гравюре в целом многие детали отсылают к Сатурну. Считалось, что покровитель меланхоликов Сатурн старше других богов, и только ему присущ высший интеллект.

Отметим также, что комета для Дюрера, вероятно, символизировала апокалипсис. Это астрономическое явление считалось предвестником чего-то страшного. Вот что говорится в Откровении Иоанна Богослова:

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки»
-10

В противовес комете, предвестнику плохого, мы видим на небе радугу — символ надежды. В Книге Бытия символом спасения для Ноя стала именно радуга:

«Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти»

В левой части гравюры мы видим собаку, которую считали воплощением меланхолии из-за развитого интеллекта и склонности к беспокойству, причисляемому к душевным болезням.

-11

Ещё одно указание на Сатурна — ключи и кошелек. Это символы власти и богатства, которыми он управлял. Это ещё одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.

-12

Летучая мышь, на крыльях которой надпись «Меланхолия I» (или она просто несет некую табличку?), может подразумевать, что меланхолия – это особое состояние, которое часто наступает с приходом ночи, это своего рода сумерки сознания, когда человеку могут приоткрываться смыслы, недоступные сознанию дневному, рациональному.

-13

Путти или Амур, старательно что-то записывающий, может быть аллегорией практической жизни. Противопоставляя его с фигурой ангела, Дюрер подчеркивал, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.

Ещё одна версия, согласно которой Амур или Эрот, задремал. Это может говорить о том, что в состоянии меланхолии засыпают земные желания и страсти, эротическое влечение затухает и сублимируется в созидание и творчество.

И ещё один вариант толкования: сидящий на мельничном жёрнове Путти, вычерчивающий что-то на восковой дощечке, это «мысль без действия».

-14

Автопортрет души

Эрвин Панофский, известный историк искусства, называл эту гравюру «автопортретом души Дюрера». Этот подход подчеркивает, что работа является не просто изображением меланхолии, но и глубоким личным выражением внутреннего мира художника. Фигура Меланхолии символизирует интеллектуальные и творческие мучения, с которыми сталкивался сам Дюрер.

-15

«Меланхолия I» Альбрехта Дюрера остаётся одной из самых загадочных и символически насыщенных работ в истории искусства. В небольших размерах своего творения непревзойденный мастер гравюры смог зашифровать столько тайного смысла, что с годами его работа не стала более понятной, а лишь обросла новыми толкованиями. Гравюра продолжает привлекать внимание исследователей и любителей искусства, предлагая все новые и новые интерпретации

Альбрехт Дюрер, Меланхолия. 1514
Альбрехт Дюрер, Меланхолия. 1514