ДТП уже никого особо не удивляют, они происходят ежедневно и провоцируются всевозможными факторами.
Почему именно на это происшествие мы решили обратить внимание вы поймёте в процессе прочтения. Очень надеемся, что для многих водителей информация будет важна, но еще больше надеемся, что вышестоящие органы также обратят внимание на ситуацию и предпримут действия в целях избежания подобных инцидентов в будущем.
Все мы прекрасно понимаем, что автомобиль - это средство повышенной опасности и к управлению им человек допускается только пройдя полноценное обучение в автошколе, сдав экзамены и получив водительское удостоверение. Есть такие места в городе Омск (как и в других городах, наверняка), где однозначного ответа, аргументируемого ПДД, дать нельзя.
Утром 8 июля этого года на пересечении улиц Менделеева и Белозерова произошло ДТП. Повреждения незначительные, пострадавших нет, но пройти мимо этого происшествия мы не смогли. Кстати, один из участников ДТП бывший (или даже нынешний) сотрудник "той самой автошколы" в Омске. Судя по его объяснениям, знания ПДД у него неважные. Давайте разберёмся вместе.
Казалось бы, ничего удивительного, просто не поделили дорогу. Но почему так произошло? Кто имел преимущество, а кто обязан был уступить?
Чтобы понять в чем дело, разберем подробнее где именно и при каких обстоятельствах произошло это ДТП.
Столкновение произошло на перекрестке, об этом нам говорит знак приоритета (оба водителя двигались по главной дороге в прямом направлении). Однако, до перекрестка у наших участников дорожного движения было 3 попутные полосы, а после перекрестка их стало 2. Как так? Чудо, не иначе :) На самом деле это нередкое явление, только как же быть водителям и что по этому поводу говорят правила?
Всё было бы в миллионы раз проще и понятнее, будь на перекрестке знак движения по полосам (если бы крайняя правая полоса ушла направо) или сужения дороги, но на данном перекрестке таковых знаков нет.
Для простоты понимания мысленно уберем крайнюю левую полосу. ДТП произошло между 1 и 2 полосами. То есть до перекрестка дорога была шире, а после - уже. Получаем такую картинку:
Ощущение создается, что белый автомобиль едет так же, как и ехал, а вот синему автомобилю приходится перестраиваться. Однако всем известен термин - изгиб дороги. То есть, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, автомобиль двигающийся в своей полосе не собирается перестраиваться (пересекать линии разметки 1.5), то он никаких сигналов подавать не должен. При этом дорога, по которой он едет, может изгибаться или поворачивать под любым углом. В таком случае синий автомобиль как ехал в крайнем правом положении, так и продолжает своё движение и перестроение при этом он не совершает. Тогда мы можем сказать, что речь идет о ситуации, где правила не оговаривают очередность проезда и водители должны действовать по "помехе справа".
В защиту этой позиции приведём еще один аргумент. В ПДД нет четкой информации откуда считать полосы, принято делать это справа налево.
Однако, пункте 16.1, регламентирующем движение ТС по автомагистрали, прописано: "запрещено движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы", также в официальный письмах ГИБДД УМВД России достаточно часто встречается формулировка "При движении по первой (правой) полосе...". Еще один повод считать полосы именно справа налево - начало движения. Начинаем движение мы всегда от бордюра и попадаем сначала в правую полосу, а затем уже перестаиваемся в соседнюю и далее (не берем во внимание остановку на стороне встречного движения).
Пронумеруем полосы в нашем случае:
Тогда получается, что синий автомобиль как ехал в первой полосе, так и останется в ней за перекрестком, а вот белому придётся перестаиваться из второй полосы в первую.
Поясним еще эту позицию. На картинке, как и в нашей ситуации, дорога смещается влево и поэтому создается ощущение, что крайняя правая полоса пропадает, но по сути крайняя правая полоса = край проезжей части, она не может пропасть. Представьте себе смещение ещё левее или правее, а если перекресток будет намного больше и расстояние не позволит визуально определить кто на глаз едет прямее?
Наверное в этот момент у кого-то может возникнуть всплеск негодования!
Наша ситуация еще интереснее! На перекрестке с недавнего времени появилась разметка и судя по ней прямо уходит 3 полоса, а вот 2 и 1... Первая полоса у нас чудесным образом исчезает. Ни по разметке, ни по знакам нет даже намёка на то, что крайняя правая полоса ушла направо или было сужение дороги. Водители, конечно, в этом не виноваты. Водитель, движущийся по крайней правой полосе проезжает перекресток в прямом направлении и соблюдает рядность, однако в какой-то момент она просто пропадает, как же так? Нам тоже очень интересно... Может быть кто-то запамятовал и забыл поставить знак? Или всё же разметка планировалась быть другой? В любом случае вопросов больше, чем ответов...
Как эту ситуацию прокомментировали сотрудники ГАИ? Легко!
" В связи с противоречивыми объяснениями водителей и не возможностью установить их достоверность, отсутствием очевидцев, а также наличием видеозаписи, не предоставляет возможности сделать вывод кто из водителей нарушил ПДД повлекшее столкновение." Вина обоюдна.
Какой вывод стоит извлечь из этого происшествия: оценивайте дорожную обстановку максимально детально, не отвлекайтесь, следите за каждым участником и старайтесь предугадать их возможные действия. Не всегда, к сожалению, знаки и разметка облегчают жизнь водителям. Иногда даже наоборот, кто в этом виноват, явно не водители... Грустно, конечно, что у нас до сих пор встречаются такие аномальные места, но наша с вами главная задача обеспечить безопасность себе и окружающим. В крайнем случае, (может быть не совсем корректно от нас звучит, зато жизненно..) никто не отменял "Правило трёх Д".
Будьте внимательны, не торопитесь. Желаем всем безаварийного вождения и ровных, легких для понимания дорог! :)