Пока трансферное окно распахнуто настежь, а матчей нет, давайте поговорим о тех, кто стоит за спинами игроков. Именно эти люди ведут переговоры с клубами, защищают интересы своих подопечных и остаются в тени их славы. Агенты без преувеличения являются ключевыми фигурами хоккейного мира. Болельщикам любопытно, кто ведет дела их любимчиков, как организован этот процесс и какие суммы звучат во время работы. Я попробовала разобраться.
Найти в сети информацию о тех, кто работает в КХЛ, не так-то просто. По данным Федерации хоккея России, на 29 мая этого года были выданы 39 свидетельств об аккредитации для 56 представителей. За получение документа агентства платят взнос в 500 тысяч рублей в год. При этом ведущих игроков рынка не так много. Пожалуй, можно выделить троих мастодонтов.
За поставки легионеров в Континентальную хоккейную лигу стабильно отвечает молодой словенец Алеша Пилко. Ему всего 38, а в бизнесе он уже 10 лет. До того, как выйти на агентскую дорожку, Пилко и сам играл в хоккей, но завершил карьеру довольно рано. Личный опыт наверняка помогает в нынешней работе, неслучайно именно под опекой этого функционера находится большинство спортсменов, переезжающих с Североамериканского континента в Европу. Только в КХЛ сейчас под крылом агента играют около 40 спортсменов. Например, с ним сотрудничают Рид Буше, Райан Спунер, Корбан Найт – люди, от чьих имен ёкает сердечко каждого омского болельщика. К слову, в интервью Павлу Панышеву для «Чемпионата» Пилко рассказал, почему 86-й номер остался в Омске. Там и про других хоккеистов немало интересной информации.
Эффективно работать в России агенту помогает сотрудничество с, пожалуй, одним из самых знаменитых представителей профессии. Известность Шуми Бабаева не случайна: функционер не из тех, кто молчит, когда ему есть что сказать, принципиален, категоричен и резок, но всегда, как тигр, бросается на защиту интересов своих клиентов. Фанфакт: фамилия этого представители агентской среды значится на сайте Forbes рядом со статусом «внештатный автор», так что почти коллеги, получается.
Среди подписчиков «ЕЩЕ НЕ МАТЧ» наверняка много тех, кто может вспомнить истории, связанные с Шуми, которые гремели в прессе. Так что оставлю эту часть повествования для вас, пишите в комментариях.
Для омичей главным, самым любимым подопечным этого агента остается Владимир Эдуардович Ткачев. Кроме него, среди тех, кто доверил свои дела Бабаеву, много ястребиных клювов: Марк Верба, Михаил Бердин, Иван Игумнов, Александр Перевалов, Илья Проскуряков. Еще больше тех, кто за «Авангард» уже не играет, но всё равно занимает особое место в сердцах омских болельщиков: Тимур Кол, который на днях был задрафтован «Каролиной», Томаш Юрчо, Николай Прохоркин, Дамир Жафяров, Егор Чинахов, продливший контракт с «Коламбусом», Сергей Толчинский и Арсений Грицюк, а также MVP плей-офф Кубка Гагарина 2024 года Илья Набоков.
Третьим в этом списке, но не по значению в хоккейном мире, будет агентство Winners. В нем работают Юрий Николаев, Александр Черных, Евгений Варламов, Игорь Масленников и Игорь Крамарев. Сумма контрактов игроков, интересы которых представляют «победители», одна из самых высоких на российском рынке. Перечислять всех подопечных Юрия Николаева и партнеров можно очень долго, но есть среди них и немало ястребов уже окрепших и только пополнивших стаю: Сергей Бойков, Александр Филатьев, Павел Коледов и Алексей Соловьев. Числиться там и недавно обменянный в «Нефтехимик» Роман Абросимов. Чаще всего в текущем межсезонье фамилию одного из самых опытных хоккейных представителей – Николаева – можно увидеть в новостях с заголовком «Агент Радулова о…».
Возможно, дочитав до этого момента, кто-то задастся вопросом: «Чем вообще занимаются агенты? Какие у них задачи?». Мне есть что на это ответить. Спортивный (не только хоккейный) представитель – это, в первую очередь, хороший продажник. Если вы тоже думали, что продавать ему нужно игроков, то ошибались, как и я. По признанию Алеши Пилко в подкасте «Беттмэн позвонит», в первую очередь, он должен продавать себя. На каждой сделке важно сначала создавать, а потом подтверждать репутацию порядочного человека, слово, обещание которого практически равнозначно «договору намерения». Работать в этом смысле нужно сразу на два фронта, завоевывая доверие хоккеистов и руководителей клубов.
Агенту важно уметь общаться с людьми самого разного склада характера, чтобы находить общий язык с менеджментом и со спортсменами. Эдакий психолог/финансист/дипломат в одном лице. При обсуждении контрактов учитывают не только зарплаты игроков, но и целый ряд условий от профессиональных до бытовых. Это огромный пласт агентсткой работы: сделать так, чтобы хоккеист не отвлекался от тренировочного процесса, был сконцентрирован на игре, на своих кондициях, но зарабатывал как можно больше в самом клубе и, по возможности, с рекламных контрактов.
Подписанию соглашений, несомненно, предшествуют деловые встречи, но важен и личный контакт. Ему уделяется много времени: некоторые представители становятся для своих игроков близкими друзьями, едва ли не членами семьи. Правда, поступают так далеко не все, но это тема для отдельного разговора. Тем не менее, агент всегда должен оставаться на связи, уметь поддержать спортсмена и обсудить с ним нюансы матчей, так что важно не только «деньги считать», но и разбираться в конкретном виде спорта. В круг задач функционера может входить, к примеру, заполнение налоговых деклараций хоккеиста, подбор банка, в котором спортсмен откроет счет, поиск жилья и организация тренировочного процесса в межсезонье. Известный агент Дэн Мильштейн, который, например, возил в НХЛ Богдана Киселевича, в своей книге отлично описал уровень взаимодействия с подопечными:
«Каждый игрок – это маленькая корпорация. Хоккейный агент – не просто какой-то дядя, которого интересует лишь то, чтобы подписать тебя на выгодный контракт и получить процент пожирнее. Это человек, которому хоккеист доверяет руководить своей компанией. Он в ответе и за игрока, и за его семью, и за его родственников, и за все остальное»
Обязательства у представителей есть не только перед игроками и клубами, но и перед всей Федерацией хоккея. Какие – можно прочитать в положении ФХР, а я не буду грузить вас юридическими тонкостями. (UPD: 3 июля Госдума в третьем чтении приняла изменения в закон «О физической культуре и спорте». Если документ будет принят Совфедом и подписан президентом, аккредитовывать агентов начнет КХЛ).
А что по деньгам?
Всё тот же «Беттмэн» говорил об этом сразу с несколькими агентами. В выпуске с Пилко вопрос звучал так: «В прошлом году одно российское СМИ подсчитало, что ты заработал 55 млн рублей. Так это? Похоже на правду?». «Там ещё больше», - ответил Алеша, но оговорился, что сумма является «грязной» прибылью его компании. После получения средств нужно заплатить партнерам, оплатить налоги, потратиться на поездки в интересах бизнеса и выдать зарплату 11 сотрудникам. Деньги, которые остаются, тоже не полностью оседают в кармане агента, ведь важно вкладываться в бизнес, чтобы он развивался.
На что тратится функционер? На развитие молодых игроков. Да-да, агенты представляют интересы не только именитых, но и начинающих спортсменов, а работа с ними = большие затраты, которые могут окупиться лишь спустя время. Возвращаются вложения не всегда, но это оправданные риски.
О доходах говорил не только Пилко, но и Шуми Бабаев. В гостях у Дарьи Мироновой и Павла Лысенкова на канале «Игра в тело» четыре года назад звучала цифра 2,2 млрд рублей. Тогда сумму функционер назвал «странной», заявив, что при составлении рейтинга доходов хоккейных агентов учитываются контракты всех игроков, но на них в каждом агентстве работает разное количество представителей. Например, Бабаев трудится один, а в Winners шестеро сотрудников. При этом суммарный доход этой компании в том же году значился около 2,7 млрд рублей. «Жизнь показывает совершенно другое», - говорил тогда Шуми и, как мы видим из интервью крупных игроков, был прав. Цифру, обозначенную выше, Бабаев опровергать не стал, но рассказал, что до того, как его игрок начинает зарабатывать 2,5 млн в год, сам агент не берет с хоккеиста процент. Это не общее правило, а личный принцип работы Шуми.
Какую часть от зарплаты хоккеиста получает его представитель – зависит от конкретной компании и лиги. В НХЛ, например, агентам разрешено платить 4%. Там они получают свою долю от «грязных» денег хоккеиста «за минусом эскроу». Со своей зарплаты функционер должен заплатить налоги. В КХЛ, по признанию Шуми Бабаева у «Беттмэн позвонит», комиссия выше. 5% берет конкретно этот агент, но размер варьируется опять же в зависимости от фирмы, с которой сотрудничает игрок. Бабаев же забирает свою долю от зарплаты игрока после того, как тот заплатил налоги. Получив процент, представитель тоже отдает часть от своего дохода в госказну.
Хоккеисты платят агентам с разной периодичностью. Одним удобнее отдавать деньги раз в месяц, другим – дважды в год, а третьи вообще рассчитываются раз в несколько лет.
«Не все хоккеисты отдают вовремя деньги, приходится просить эти деньги. Когда ты сделал работу, и время прошло, у них всегда есть свои необходимости, которые они закрывают, а тебя в последнюю очередь всегда оставляют», - признался Шуми в том же подкасте.
Регламентируются выплаты соглашением, которое подписывается между хоккеистом и агентом, поэтому порядок отчислений устанавливается в индивидуальном порядке.
Хоккейное закулисье – мир огромный, но скрытый от глаз болельщиков. Чтобы в него проникнуть, нужно собирать информацию буквально по крупицам. Надеюсь, приоткрыть завесу тайны, хотя бы приподнять самый ее краешек, мне всё же удалось.
В этой статье далеко не полный список тех, кто стоит за спинами игроков. Пишите в комментариях хоккеистов и их агентов, которых нет в этом тексте. Давайте соберем там полный состав «Авангарда». А еще рассказывайте, о чем хотелось бы почитать в будущем?