Итак, в прошлый раз мы закончили на том, что Магеллан выпросил денег у испанского короля и рванул искать путь к островам пряностей. И в 1521 году его корабли, кружным путем через Тихий океан, добрались до Молуккских островов, где уже 10 лет сидели на ценных ресурсах португальцы. Ни Серран, ни Магеллан не дожили, иначе им предстоял бы малоприятный разговор. Потому что за эти острова испанцам и португальцам пришлось даже немножко повоевать. Ну так, слегка.
Каждая сторона при этом считала, что соблюдает договор 1494 года. Потому что португальцы честно открыли земли восточнее оговоренной линии. А испанцы говорили, что не менее честно плыли на запад – и тоже добрались до этих земель.
В общем, получилось, что из-за успешного плавания Магеллана Тордесильясский договор стал нерабочим. Значит, нужен новый договор.
В этот раз уже особо не спешили, собирались основательно. Сначала создали комиссию, в которую вошли по три астронома, математика, картографа и навигатора с каждой стороны. Затея изначально была сомнительная, потому что карты у всех были разные (даже в пределах одной страны) и каждая сторона, конечно, считала свои правильными.
Комиссию собрали в 1524 году, а в следующем испанцам стало совсем не с руки бодаться с соседями. Во-первых, они обменялись династическими браками. Во-вторых, король Карлос хотел сосредоточиться на европейской политике (то есть, как следует повоевать на континенте). Ну и наконец, испанцы не особо могли вывозить с Молуккских островов драгоценные специи. Еще только через 40 лет капитан де Урданета откроет маршрут из Манилы в Акапулько, по которому будут ходить те самые манильские галеоны. А через португальскую сферу влияния испанцы могли плыть только с разрешения соседей. А те ведь могли и не разрешить.
Новый договор подписали в Сарагосе в 1529 году. Дополнительно к существовавшей линии провели еще одну – в 17 градусах долготы к востоку от Молуккских островов. Западнее нее – португальская территория, восточнее – испанская. То есть португальцам отошли все классные острова, а испанцы получили еще больше Тихого океана. Причем португальцы предоставили соседям право расторгнуть договор, но с компенсацией.
Испанцы этим правом не пользовались. Зато потихоньку подбирались к португальским колониям. Например, обосновались в 1565 году на Филиппинах. Португальцы, впрочем, делали то же самое, потихоньку подбираясь к испанским владениям в Южной Америке.
Такой баланс всех устраивал, но потом с барабанным боем на сцену вышли голландцы. Которые, хоть и были протестантами, но католическую любовь к ценным ресурсам очень даже разделяли. И главное, всем своим видом показывали, что на рее они вертели договоры испанцев с португальцами. И кстати, у них был более продвинутый подход. Португальцы, например, все ценные товары свозили в Лиссабон. А дальше, мол, кто хочет, тот приедет. А голландцы развозили по разным портам.
В общем, они успешно вклинились и в испанскую сферу влияния, и в португальскую. Но это уже другая история.