Найти в Дзене
ОСК | Северная верфь

ЛЕГЕНДЫ ФЛОТА | «ПРОВОРНЫЙ»

В июне 2024 года на Северной верфи состоялась торжественная церемония спуска на воду корвета «Проворный» проекта 20385. Фото можно посмотреть здесь Сегодня мы расскажем вам о героической истории кораблей, носивших это имя в разное время. Немного фактов Один из первых военных пароходов с мощностью машины всего лишь 80 л. с. тоже назывался «Проворный». Он был построен в 1825 году на Ижорском заводе. В историю Балтийского флота вписало свое имя и портовое судно «Проворный», оснащенное одним котлом, одной трубой и одним винтом. Парусный тендер «Проворный», одномачтовый парусный корабль для посыльной, разведывательной и дозорной служб Черноморского флота, был одним из тех затопленных кораблей, которые преградили путь неприятельской эскадре перед входом в Севастопольскую бухту в период Крымской войны. Отважные близнецы Два посыльных судна, прославившие Дунайскую военную флотилию, именовались также «Проворный». Одно из них, вспомогательное судно Днепровской военной флотилии, было построен

В июне 2024 года на Северной верфи состоялась торжественная церемония спуска на воду корвета «Проворный» проекта 20385.

Фото можно посмотреть здесь

Сегодня мы расскажем вам о героической истории кораблей, носивших это имя в разное время.

  • Первый фрегат «Проворный», построенный в Санкт-Петербурге в 1777 году, входил в состав Балтийского флота. Он имел длину 40 метров и был вооружен 20 пушками. Федор Федорович Ушаков, капитан 2 ранга, назначенный ответственным за испытания корабля в июле 1782 года, по достоинству оценил внедренное на фрегате новшество: медную обшивку на деревянных корпусах в подводной части.
  • Второй «Проворный» был спущен на воду на Соломбальской верфи в Архангельске и, как его предшественник, нес службу на Балтийском флоте.
  • Третий по счету корабль, построенный на Охтинской верфи в Санкт Петербурге в октябре 1820 года, совершил несколько дальних походов: в 1823 г. фрегат ходил к Фарерским островам и Исландии, обошел Великобританию и вернулся через Английский канал и Северное море на Балтику, в 1824 — в Гибралтар, Брест и Плимут. Во время этого плавания в качестве историографа на его борту находился Н. А. Бестужев, написавший заметки «Извещения о плавании фрегата «Проворного». Экипаж «Проворного» принял участие в знаменитом Наваринском морском сражении 8-го октября 1827 года. Под командованием капитан-лейтенанта И. П. Епанчина, впоследствии известного адмирала, вывел из строя два вражеских фрегата и корвет. За проявленные мужество, героизм и отвагу русским императором были пожалованы пять Георгиевских крестов для награждения нижних чинов команды.

Немного фактов

Один из первых военных пароходов с мощностью машины всего лишь 80 л. с. тоже назывался «Проворный». Он был построен в 1825 году на Ижорском заводе.

В историю Балтийского флота вписало свое имя и портовое судно «Проворный», оснащенное одним котлом, одной трубой и одним винтом.

Парусный тендер «Проворный», одномачтовый парусный корабль для посыльной, разведывательной и дозорной служб Черноморского флота, был одним из тех затопленных кораблей, которые преградили путь неприятельской эскадре перед входом в Севастопольскую бухту в период Крымской войны.

Отважные близнецы

Два посыльных судна, прославившие Дунайскую военную флотилию, именовались также «Проворный». Одно из них, вспомогательное судно Днепровской военной флотилии, было построено в Севастополе. Оба корабля принимали участие в Первой мировой и Гражданской войнах.

БПК «Проворный»

Самый знаменитый предшественник — БПК «Проворный», который проделал большой и славный воинский путь.

23 марта 1962 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот флаг развивался над «Проворным» почти 28 лет. Корабль достойно пронес его через два океана, от Черного до Белого морей.

Десять раз БПК выходил в Средиземное море, восемь раз — на боевую службу. «Проворный» совершил переход вокруг Европы на Северный флот. Побывал с визитами в портах Сирии и Югославии, во французском порту Марсель, алжирском Аннаба, египетском Александрия, оставив за кормой 245.511 миль. В 60-80-х годах XX века «Проворный» был одним из лучших кораблей Краснознаменного Черноморского флота: командиры и экипажи корабля внесли весомый вклад в укрепление боевой готовности сил флота и в освоение нового ракетного оружия. Корабль выполнял боевые задачи в Средиземном море в самые напряженные годы «холодной войны» и ядерного противостояния, в разгар конфликтов на Ближнем Востоке, охраняя южные рубежи Родины.

«Проворный», с честью прослужив на Черноморском флоте 25 лет, был исключен из состава ВМФ СССР 21 августа 1990 года. У БПК «Проворный» было 13 командиров: Ю. Абрамов, Н. Легкий, А. Довбня, И. Касатонов, Ю. Гусев, В. Мотин, Ф. Фот, Л. Зайков, В. Потворов, В. Мелентеев, А. Формазов, В. Михайлов и В. Горбатиков.

Боевая мишень

В историю вписан и еще один тезка — трофейный немецкий эсминец «Z-33». С 13 июня 1946 года он был переименован и приписан в состав Балтийского флота. Затем использовался, как судно-мишень, и был затоплен в 1961 году у мыса Песчаный.

Еще про одну легендарную династию кораблей можно узнать здесь.