Найти в Дзене
Сам себе юрист

В какие сроки можно предъявить претензии к качеству товара?

Оглавление

Срок предъявления требований по недостаткам товара зависит того, установлен или нет на него гарантийный срок, срок службы или срок годности. Кроме того, есть специальные сроки по предъявлению требований в отношении технически сложных товаров. Что касается сроков, в которые продавец обязан удовлетворить требования потребителя, то они зависят от сути предъявленных требований. Рассмотрим в материале все данные сроки подробнее.

Когда потребитель может предъявить претензии к товару, и как быстро заявку должны рассмотреть?

Сроки предъявления потребителем требований по недостаткам товара следующие:

1. Когда установлен гарантийный срок, срок службы или срок годности на товар.

Справка

Срок службы - это период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки в нем.

Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец обязаны удовлетворить установленные требования потребителя, в частности, об обмене товара или возврате уплаченных за него денег, о безвозмездном устранении недостатков товара (работы)).

Итак, если установлен гарантийный срок, срок службы или срок годности товара, то потребитель по общему правилу вправе предъявить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) требования по недостаткам товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Однако, если гарантийный срок составляет менее 2 лет, то потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования в связи с обнаружением в товаре недостатков в пределах 2 лет.

Однако если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В течение указанных сроков потребитель при обнаружении в приобретенном товаре недостатков вправе потребовать:

- замены некачественного товара на качественный товар этой же марки (модели и (или) артикула);

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.

Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть товар и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств.

Напомним, что недостаток товара – это несоответствие его или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Обратите внимание, что особые правила действуют в случае выявления в товаре существенных недостатков и предъявления изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования о безвозмездном их устранении. Данное требование можно предъявить при следующих условиях:

- если потребитель докажет, что существенные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Напомним, что существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно (в том числе выявленные более одного раза различные недостатки), или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом наличие возможности устранить недостаток само по себе не означает, что он не является существенным;

- если недостатки товара обнаружены по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, но в течение срока службы товара, то есть, установленного изготовителем периода, в течение которого он обеспечивает потребителю возможность использовать товар по назначению и несет ответственность за его существенные недостатки.

Дополнительно отметим, что, по общему правилу, гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю. Иное может быть предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и проч.) гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, наступление которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, указанные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. В отношении товаров, которые не могут быть использованы потребителем вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке), гарантийный срок не течет до устранения продавцом указанных обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, то гарантийный срок и срок службы исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

2. Когда недостатки выявлены в комплектующих изделиях и составных частях товара с гарантийным сроком.

По общему правилу гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части товара считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.

Однако в ряде случаев помимо гарантийного срока на основной товар также устанавливается самостоятельный гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части товара. Однако, если он меньше, чем на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования по недостаткам комплектующего изделия и составной части товара при обнаружении их в течение гарантийного срока на основное изделие (если иное не предусмотрено договором).

Если же на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем на основной товар, требования по недостатками товара можно предъявить, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него. Истечение гарантийного срока на основной товар в этом случае значения не имеет.

3. Когда НЕ установлены гарантийный срок, срок службы или срок годности товара.

В таком случае требования предъявляются при обнаружении недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товаров потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором купли-продажи.

Если не установлен срок службы товара, требования о безвозмездном устранении его существенных недостатков можно предъявить к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Однако при предъявлении требований надо доказать, что существенные недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

4. Когда товар является технически сложным.

В отношении таких товаров установлен специальный срок обращения с определенными требованиями при обнаружении в товаре недостатков. Так, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо потребовать его замены (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. Данный 15-дневный срок начинает течь со дня, следующего за днем передачи товара потребителю. По истечении 15-дневного срока указанные требования можно предъявить в одном из следующих случаев:

- если обнаружен существенный недостаток товара;

- если нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;

- если невозможно использовать товар более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения различных недостатков товара.

Напомним, что к технически сложным товарам, например, относятся легковые автомобили, компьютеры, телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные машины, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.

-2

В какие сроки должны быть рассмотрены требования потребителя по недостаткам товара

Сроки, в которые продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер) обязан удовлетворить требования потребителя, зависят от сути предъявленных требований. Так, продавец обязан рассмотреть и удовлетворить обоснованные требования потребителя в следующие сроки:

- устранение недостатков товара– незамедлительно (то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа), но не более чем в течение 45 дней с момента предъявления требования;

- замена некачественного товара на качественный - в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. При необходимости дополнительной проверки качества товара срок удовлетворения требований - в течение 20 дней с момента предъявления требования. Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, то замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования;

- соразмерное уменьшение покупной цены товара, возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврат уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещение убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, - в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.