Мюзикл «Франкенштейн»: театральный ужас (отзыв)

197 прочитали

Где: Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Когда: 29 мая в 19:00

Продолжительность: 2 часа 30 минут с одним антрактом

Режиссёр: Алексей Франдетти

Композитор: Роман Игнатьев

Артисты: Кирилл Гордеев (Создание / Приговоренный), Ярослав Баярунас (Виктор Франкенштейн), Юлия Дякина (Элизабет), Александр Суханов (Анри), Александр Байрон (Отец Виктора), Елизавета Белоусова (Агата), Виталий Головкин (Слепой), Анастасия Вишневская (Жюстин) и др.

Прошло всего пара дней с момента посещения мюзикла «Петр I», как мы снова оказались в Театре музыкальной комедии. В этот раз настрой был не такой позитивный, как перед прошлым походом в этот театр, потому что мы с ужасом ожидали очередной пытки от звуковиков. В итоге мы увидели реальный ужас, но звуковики тут были ни при чём:))

Как я уже отмечала в отзыве на «Петра I», Театр музкомедии удивляет своей красотой, но в этот раз он смог удивить ещё за счёт интересного приёма: свет в зрительном зале постоянно мигал, создавая эффект проблем с электричеством, также постоянно были слышны звуки тока. Очень классная идея! Спектакль ещё не начался, а ты уже погружаешься в его атмосферу.

Сюжет: мюзикл рассказывает историю очень близко к первоисточнику — роману Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Но есть изменения. Самое большое из них — перенос повествования из XIX века в 1972 год. Режиссёр постановки Алексей Франдетти оправдывает это тем, что ему хотелось сделать эту историю более близкой для современного зрителя. Мне же кажется, что создателям хотелось поставить что-то в антураже 70-х годов прошлого века. Уж никто так сильно, как Франдетти, не запаривается над визуальной и эстетической составляющей спектаклей. Вот и пришлось создать монстра Франкенштейна в 70-х 😂. Но, знаете, я совсем не против. Да, история Виктора Франкенштейна с научной точки зрения не особо ложится на XX век, но мне действительно интереснее смотреть на что-то более современное. Так что я попала в целевую аудиторию задумки режиссёра.

Музыка: я не ожидала никакого шедевра, потому что заранее начиталась отзывов, в которых жаловались на неинтересную музыку в спектакле. Тем более автором выступил Роман Игнатьев, который также написал все три хита Московского театра оперетты: «Анна Каренина», «Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Я видела первые два мюзикла из перечисленных и, на мой взгляд, с музыкальной точки зрения интерес там представляют только заглавные мелодии и ансамблевые песни. Всё остальное — абсолютно незапоминающийся проходняк.

Но «Франкенштейн» стал для меня исключением! На мой взгляд, в мюзикле есть запоминающийся основной мотив, который прослеживается на протяжении всех музыкальных номеров спектакля. Есть хорошие песни и не только ансамблевые, но и сольные. И самое главное — музыка полностью соответствует мрачной и гнетущей атмосфере постановки, она трогает за душу и вызывает эмоции. В общем, для меня это, пожалуй, лучшая работа Романа Игнатьева.

Свет: художник по свету Иван Виноградов — гений! Без такой качественной работы над каждой сценой было бы просто невозможно создать жуткую атмосферу всего спектакля. В постановке преобладают синие, чёрные и красные оттенки, хорошо обыгрываются электрические разряды. Особенно впечатляет сцена работы Виктора над оживлением Создания. Настоящий перфоманс;

Сцена из мюзикла «Франкенштейн», источник фото: официальный сайт театра
Сцена из мюзикла «Франкенштейн», источник фото: официальный сайт театра

Звук: это какие-то чудеса. Насколько был ужасен звук в «Петре I» этого же театра, на столько же он был хорош во «Франкенштейне». В этот раз мы сидели в партере, а не на балконе. И вот неясно, в чём дело: это в партере намного лучше слышно или просто в тот день нормально настроили звук?

Мне кажется, что второй вариант вполне возможен, так как на этот показ приезжал режиссёр постановки Алексей Франдетти. Ему в день спектакля как раз жаловались в Телеграме, что на «Франкенштейне» из раза в раз ужасный звук. Он пообещал разобраться с этим. И действительно звук в тот день оказался хорошим. Уж не знаю, что это было: магия партера или Алексея Франдетти. А может всё сразу?:))

Декорации: аскетичные, полностью подходящие под гнетущую атмосферу спектакля;

Костюмы: на фоне преднамеренно сдержанных декораций выделяются яркие и разнообразные костюмы как главных, так и ансамблевых персонажей. Задумка достаточно интересна, но всё же желтый костюм Элизабет смотрится не очень удачно. А вот костюм и грим Создания — полная жуть в хорошем смысле этого слова. На актёра в нём действительно было страшно смотреть, иногда даже хотелось закрыть глаза;

Хореография: этот мюзикл совершенно не про танцы. Но авторы смогли грамотно вписать ансамблевую хореографию так, чтобы она отражала настроение постановки. Номер с фонарями — супер;

Ансамбль: отличные поющие и танцующие актёры.

Теперь про артистов:

Кирилл Гордеев (Создание / Приговоренный) — если Гордееву не дадут за эту роль «Золотую маску», то я этого не пойму! Кирилл проделал колоссальную работу над персонажем: над его повадками, речью, эмоциями, самоощущением. Он на 100% влился в образ и смог передать всю внутреннюю боль этого персонажа. На мой взгляд, самая сложная задача актёра в этом образе — пробудить смешанные эмоции у зрителей. Этот персонаж должен одновременно вызывать и омерзение, и сочувствие. Он мастерски создаёт эмоциональные качели, заставляя зрителей испытывать самые различные эмоции по отношению к его герою. Финальная сцена — немой крик Создания в конце спектакля. Это сильно берет за душу. В общем, великолепная актёрская игра и вокал;

Кирилл Гордеев в образе Создания. Источник фото: группа ВК Кирилла Гордеева
Кирилл Гордеев в образе Создания. Источник фото: группа ВК Кирилла Гордеева

Ярослав Баярунас (Виктор Франкенштейн) — идеально подходит на роль немного поехавшего от горя (смерти матери) молодого ученого. В Ярославе есть невротизм, который необходим для исполнения этой роли. Вокально Баярунас также отлично справился;

Юлия Дякина (Элизабет) — Элизабет — единственный персонаж, кто пытался понять Создание, увидеть его внутренний мир, не придавая значения его внешнему облику. У Юлии Дякиной совершенно ангельский голос и обаяние, которые идеально подходят для этой героини. Однозначно её роль. Вокал также отличный;

Ярослав Баярунас и Юлия Дякина в образах Виктора и Элизабет, автор фото — Юлия Губина
Ярослав Баярунас и Юлия Дякина в образах Виктора и Элизабет, автор фото — Юлия Губина

Александр Суханов (Анри, священник) — роли совсем фоновые, необходимые скорее для ансамблевых сцен и создания видимости наличия людей в семье Виктора. Такая семейная массовка:)). Поёт Александр отлично;

Александр Байрон (Отец Виктора) — в силу возраста звучал тяжеловато;

Анастасия Вишневская (Жюстин) — шикарный вокал, прекрасно сыграна сцена отчаянного крика в суде;

Елизавета Белоусова (Агата), Виталий Головкин (Слепой) — роли эпизодические, но спели оба артиста прекрасно.

Актёры и режиссёр спектакля Алексей Франдетти
Актёры и режиссёр спектакля Алексей Франдетти

Общее впечатление: на меня история Виктора Франкенштейна и его Создания произвела большое впечатление. Как же много интересных проблем поднимает это произведение. Проблему эгоизма, неумение брать на себя ответственность за свои действия, влияния внешнего вида на восприятие человека обществом и влияния этого восприятия на социализацию человека. И, конечно, проблемы сочувствия и понимания людей друг друга.

Да, внешне самый ужасный персонаж спектакля — это Создание, но по факту главным отрицательным героем является Виктор Франкенштейн, потому что он оказывается слабой личностью. Он был не готов взять ответственность за результаты своих действий, который на протяжении всей истории думает в первую очередь о себе. Его не интересует судьба брошенного им Создания, он не видит в нём человека со своими чувствами и эмоциями. Он изначально не готов оживлять женщину по просьбе Создания. Но, когда погибает его возлюбленная, первое, что он делает — как раз пытается вернуть её к жизни.

И ведь изначально им двигали благие намерения — создать жизнь после смерти. Он хотел снова дать жизнь своей погибшей матери, но в итоге через созданного им монстра отобрал её у всех остальных членов своей семьи. А всё из-за эгоизма и психологической незрелости. В том, что Создание стало чудовищем не только внешне, но и внутренне, однозначно есть его вина.

В общем, и сама история, и мюзикл как произведение в целом вызывают множество разных эмоций. Из зрительного зала выходишь одновременно и с восторгом от увиденного, и с ощущением полной несправедливости и безысходности нашей жизни, и с мыслями о том, как не быть таким человеком как Виктор.

Итог: 9/10. Мне постановка понравилась, но она явно не для всех. Спектакль очень жуткий, напряженный и вызывает противоречивые эмоции от просмотра.