128,4K подписчиков

«Синдром вахтера»: почему он появляется, и как защищаться от «маленьких начальников»? Объясняет психотерапевт

2,7K прочитали
«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая...

«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая свои должностные полномочия и доводя незначительную ситуацию до уровня агрессивного конфликта. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, какие причины стоят за так называемым «синдромом вахтера», и как защищаться от таких «маленьких начальников».

Что такое «синдром вахтера»?

Синдром вахтера, синдром гардеробщицы, синдром начальника шлагбаума, синдром маленького начальника…

Разумеется, это не официальное психическое нарушение. Такими собирательными «народными» определениями называют характерный паттерн поведения, при котором человек с небольшой властью стремится во что бы то ни стало продемонстрировать окружающим свою значимость, часто превышая при этом должностные полномочия.

Несмотря на «народные названия», этот паттерн поведения может прослеживаться у самых разных работников не самого высокого статуса в рабочей иерархии: охранники, официанты, воспитатели и учителя, продавцы и кассиры, медсестры, работники ресепшн, консультанты, мелкие чиновники и т. д.

«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая...-2

Как может проявляться «синдром маленького начальника»?

Агрессивное общение с рядовыми людьми и заискивание с начальством. Человек разговаривает с окружающими нарочито высокомерно, властно, грубо и хамовито. При этом обычно «маленький начальник» тонко ощущает иерархию на рабочем месте и сразу же меняет свою модель поведения, когда на горизонте появляется человек, облеченный реальной властью.

Понаехали тут всякие, разбирайся с вами!.. Куда по помытому, у вас глаза на лбу?!.. Вас много, а я одна, терпите молча!.. Милочка, это ваши проблемы, следующий!..
Ой, Алексей Геннадьевич, доброго вам утречка, как вы, как жена, как себя чувствуете? Мы так рады вас видеть!..
«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая...-3

Излишняя бдительность. Создается ощущение, что «маленький начальник» пытается «выжать максимум» из своих должностных полномочий: он излишне ревностно относится к своим должностным обязанностям, строжайше соблюдает все формальности, видит в поведении других людей скрытые негативные мотивы, стремится контролировать каждый их шаг, может давать советы руководству и распускать сплетни.

А вы кто такой, где документы?! Да мало ли кого я каждый день вижу, а ну живо предъявили пропуск! А точно не подделка? Что-то подозрительно вы сегодня выглядите…
Светлана Андреевна, вот я бы на вашем месте присмотрелся к этой даме, она ведь часто опаздывает — то на 5 минут, то на 20… Ненадежный работник!
Представляешь, а ведь он неспроста сегодня с самого утра к начальству-то пошел, наверняка увольнять будут! А я так и знала, что его выгонять пора!

Превышение должностных полномочий. «Маленький начальник» не только возводит в абсолют свои обязанности, но превышает полномочия: задает личные вопросы, устанавливает бессмысленные правила, действует «строго по протоколу» даже в случаях, когда должен изменить стратегию поведения ввиду очевидных приоритетов.

А почему в таком виде пришли?.. Так-так, пакет документов правильный… Но расскажите-ка, с кем вы живете, где, как?Лишним не будет, знаете ли… И вопросы тут задаю я.
Ой, ты знаешь, я их даже не анализирую. Вытаскиваю наудачу анкету и передаю начальству. Вот кто удачливый — тот на работу и устроится.
Нет, я вас не пропущу. Ну и что, что скорая! Мало ли кто врачом переодеться может, а у нас важный объект!.. Зовите начальство!
«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая...-4

Причины «синдрома маленького начальника»

Наиболее известная и очевидная причина «синдрома вахтера» — это недовольство своим социальным статусом, или относительная депривация: уверенность человека в том, что он незаслуженно получает недостаточно уважения, оплаты или других ресурсов, по сравнению с окружающими.

Например, у человека есть «солидное» высшее образование, но он вынужден работать не по специальности, на невысокой должности. Или он считает, что проводит на работе больше времени, чем другие сотрудники, выполняет более тяжелый труд — и поэтому обязан иметь больше привилегий.

Но есть и другие причины поведения «маленьких начальников».

  • Нездоровая самооценка. Паттерн поведения «синдрома вахтера» может вызывать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек искренне выражает превосходство над окружающими, а во втором — пытается компенсировать низкую самооценку при помощи самоутверждения за счет окружающих.
  • Недостаток самоконтроля. Чаще «синдром вахтера» проявляется у людей, которые не умеют должным образом контролировать свою эмоционально-поведенческую сферу, не справляются с фрустрацией (разочарования от несовпадения ожидаемого и реального) и не способны сдержать проявления раздражительности, злости, гнева, презрения.
  • Месть. Она может быть конкретной — по отношению к какому-то сотруднику, который чем-то не угодил, вызвал подозрение, «недостаточно уважительно» отнесся к «маленькому начальнику». Но грубое поведение также может быть формой перенесенной мести: например, человека оскорбил, унизил, опечалил кто-то другой, и ему нужно «выместить» на ком-то свои чувства.
  • Жажда власти. «Маленький начальник» также может просто наслаждаться своей ограниченной властью: возведение своих обязанностей в абсолют и превышение полномочий помогает почувствовать себя более важным, значимым, уважаемым.
  • Защитная реакция. Наконец, «синдром вахтера» может быть защитной реакцией: например, если человек на своей должности часто сталкивался с хамством, неуважением, высокомерием, и выработал агрессивную стратегию поведения для психологической самозащиты.
«На меня накричала уборщица», «Охранник целый час задавал странные вопросы»… Часто люди, которые обладают лишь минимумом власти, стремятся использовать ее в полном объеме, и даже больше — превышая...-5

Как себя вести с «маленьким начальником»?

Ключевые цели «маленького начальника» — вызвать у вас сильные негативные эмоции, ощутить сопротивление и ответную агрессию, получить повод для эскалации конфликта и демонстрации власти, превышения должностных полномочий.

Поэтому главное правило в общении с такими людьми — сохранять спокойствие. Не придавать особой значимости поведению человека, сохранять стандартную вежливость. Не выказывать сильных эмоций, не оправдываться, не возмущаться, не оскорблять.

Если же неприятные встречи с «вахтером» происходят на регулярной основе и все чаще ощущаются как личная нападка, есть несколько стратегий поведения.

Игнорировать. Если «маленький начальник» просто отвесил в вашу сторону какую-то колкость — не реагируйте или вежливо примите к сведению. Если он действует «строго по протоколу» — спокойно подчинитесь правилам, дайте сотруднику проделать нужный ему алгоритм, не выказывайте нетерпения. Не получая от вас нужных эмоций и поводов, человек может потерять интерес.

Подыграть. Если вы ощущаете, что поведение «маленького начальника» связано с защитной реакцией и травмирующим опытом, или вам важна его благосклонность, — можно сэкономить себе время и силы, просто подыграв ему. Сдержанно извиниться, невзначай сделать комплимент и оценить значимость сотрудника. Но не стоит проявлять излишнюю фамильярность и идти на сближение.

Дать отпор. Если «маленький начальник» проявляет к вам очевидную личную враждебность и превышает должностные полномочия, мешает вашей работе и создает для вас реальные препятствия, — это повод для активных ответных действий. Здесь возможны две стратегии:

  • внимательно изучить все должностные инструкции и правила и использовать эту информацию в сдержанном споре, чтобы выиграть у «маленького начальника» на его же собственном поле;
  • воспользоваться помощью вышестоящего начальства: упомянуть близкое знакомство с «боссом», пригрозить обращением к начальству, потребовать вызвать администратора или директора, или обратиться к нему самостоятельно.

Но даже в случае ответной атаки важно сохранять самообладание, не переходить на личности и не проявлять открытую грубость, не использовать оскорбления.

А вы часто сталкиваетесь с «синдромом маленького начальника»? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!