Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики моего канала! Сегодня поговорим о крестовых походах и в частности о так называемом крестовом походе детей 1212 года. Кто там был, почему он стал собираться и что стало с его участниками, узнаете из сегодняшней статьи. Приятного прочтения!
Итак, 1212 год в Средневековой Европе разгар борьбы за владение и управление Палестиной, которая является важнейшим местом для всех христиан. Последние почти 100 лет крестоносцам удавалось удерживать Иерусалим, по результатам первого крестового похода было создано Иерусалимское королевство, просуществовавшее до 1291 года, с перерывом с 1187 до 1192 годы.
Надо понимать, что в так называемом крестовом походе детей была два направления. Одно во Франции, другое в Германии, каждый из которых не имел четкой цели и представления конечного результата.
Пожалуй, эту историю стоит начать с Франции, где весной 1212 года некий сельский пастушок 12 лет по имени Стефан из Клуа, близ Орлеана, занимаясь своим привычным делом, пася коров и другую живность встречает монаха, возвращающегося из Палестины, который передал Стефану свиток, чтобы тот в свою очередь передал французскому королю Филиппу II Августу. Но самое интересное, что этот таинственный монах представился никем ни будь, а самим Иисусом Христом, явившимся для того, чтобы передать послание королю Франции и организовывать новый крестовый поход, состоящий из таких же детей, как и сам пастушок Стефан.
Явившись ко двору Филиппа II, пастушок передал ему слова странствующего монаха, однако король был не сильно впечатлен рассказом мальчика и велел ему возвращаться домой. Тем не менее Стефан уже был воодушевлен и наполнен решимости возглавить крестовый поход, взяв в качестве крестоносцев таких же детей, как и он сам.
По мере продвижения Стефана по землям Франции он неустанно проповедовал и призывал присоединиться к его миссии, которую назначил сам Христос. Надо сказать, что его ораторские способности вызывали отклик в душах и сердцах многих людей, к которым обращался Стефан. Не только дети и взрослые стали присоединяться и организовываться в группы для последующего крестового похода. Дети убегали от родителей, чтобы принять участие в спасительной миссии христиан по освобождению Святой Земли. Стефан уверял своих последователей, что им не нужны ни мечи, ни щиты, так как их души безгрешные и любовь Христа пребывает с ними.
Популярность Стефана росла день ото дня и в конце концов Филипп II Август не стал противиться идеи детского крестового похода, хотя первоначально он не одобрял подобные намерения, но опасаясь бунта со стороны приверженцев молодого проповедника король не сопротивлялся этому движению.
Среди детей также обнаруживались красноречивые личности, и Стефан отправлял их проповедовать от своего имени и собирать все новые и новые силы.
Было решено, что в Вандоме примерно к концу июля 1212 года должны собраться все силы и уже оттуда отправиться на Восток. По свидетельствам современников примерно 30 тысяч человек были дети до 12 лет. Самым младшим было 6! Лет. Среди них были не только отпрыски бедных крестьянских семейств, но и дети состоятельных родителей, тайком сбежавшие для участия в этой миссии. Кроме мальчиков в походе принимали участи и девочки, неиспугавшиеся, а скорее не понимавшие предстоящих трудностей. Безусловно среди детей были взрослые крестьяне, монахи, обедневшие представителей разные сословий, распутные женщины и т. п.
Стефана же считали почти святым, он передвигался на повозке, украшенной коврами. Остальные же дети шли пешком, терпя разного рода трудности.
Еще во время своих выступлений при короле в Сен-Дени и других областях страны, Стефан обещал, что море расступится перед ними и они спокойно перейдут его как некогда Моисей перешел Красной море, убегая от египтян.
И вот малолетние крестоносцы подходят к Марселю, перед ними море, которое как-то надо переходить. Все в ожидании предстоящего чуда, ведь не мог ошибиться Стефан, говоря, что море разверзнется и они как посуху пройдут его. Юные крестоносцы каждый день заходили по пояс в воду и усердно молились, но море оставалось таким каким оно было и не собиралось расступаться перед ними. Все это пошатнуло веру детей и некоторые стали возвращаться домой, разочаровавшись в том, что говорил Стефан. Уходившие стали формировать банды, грабить население, в результате чего крестьяне их безжалостно убивали.
Войско Стефана стремительно уменьшалось, тогда два местных купца решили оказать помощь крестоносцам и предоставили 7 кораблей для похода. К тому моменту войско насчитывало уже только 5 тысяч крестоносцев. По пути на Восток 2 корабля были разбиты у Сардинии, остальные 5 кораблей приплыли, как оказалось не в Палестину, а в Алжир, где дети были захвачены и обращены в рабство мусульманами. Чудовищное предательство со стороны купцов, которые заранее продали детей в рабство. Впоследствии 400 монахов были куплены султаном для переводов латинских текстов на арабский язык. В 1230 году одного монаха султан отпустил домой, и он рассказал, чем закончился этот крестовый поход детей. Остальные дети закончили свою жизнь в рабстве, девочки были проданы в гаремы.
В Германии в 1212 году также нашелся пастушок, до которого дошли слухи об удивительном мальчики по имени Стефан. Немецкого мальчика знали Николас, также как и Стефан он обладал непременным даром красноречия и также собрал вокруг себя последователей. Заметим, что среди немецких детей было больше представителей состоятельных семей и было больше девочек, которые тоже будут обращены в наложниц султана. Поход и войско было разделено на две группы. Одна должно была преодолеть страшный переход через Альпы, который выкосил огромные количество детей. А другая, возглавляемая Николасом должна была перейти море в Генуе. Но море осталось глухим к молитвам юных крестоносцев, также как и в Марселе к французам.
Что касается тех купцов, которые продали детей в рабство, то судьба их оказалась незавидной, они оба были повешены спустя годы, обвиненные в участии в заговоре против императора Филиппа II.
Говоря об этом событии, надо понимать, что оно обросло множеством слухов, доводов и мифов, которые складывались на протяжении многих веков. Некоторые историки считают, что данные явление в истории Средневековой Европы были актом христианской жертвенности, когда дети должны были стать символом культа невинных, своего рода жертвой, принесенной во благо христианского мира. Другие авторы склонны считать преувеличением реальный возраст детей, которые не могли быть столь юные, в частности существуют проблемы толкования латинского слова pueri (мальчик), которые имеет неоднозначное значение при переводе.
Спасибо за просмотр, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал!
Подписывайтесь на мой телеграм-канал