ИИ и выгорание учителей: как вузам использовать технологии во благо

«РБК Тренды» изучили новый отчет основателя венчурного фонда Bond Мэри Микер «ИИ и университеты». Рассказываем, как изменится система образования благодаря искусственному интеллекту

   Freepik
Freepik

Венчурный капиталист Мэри Микер, или «Королева Интернета» — одна из самых известных технологических экспертов в мире. Будучи технологическим аналитиком Morgan Stanley в 1990-х, она прославилась благодаря своим прогнозам развития и влияния интернета. Отчеты Internet trends выходили с 1995 по 2019 год. После пятилетнего перерыва Микер представила новый документ, где объясняет, как развитие искусственного интеллекта повлияет на обучение и преподавание.

По словам Микер, США — мировой лидер развития ИИ. Штаб-квартиры четырнадцати из семнадцати международных компаний, стоимость которых превышает $500 млрд, располагаются в США, другие три — в Саудовской Аравии (Aramco № 6), на Тайване (TSMC № 8) и Дании (Novo Nordisk). В пятерку самых ценных мировых публичных компаний входят Microsoft, Apple, NVIDIA, Alphabet (Google) и Amazon. Чтобы удержать лидерство в сфере ИИ, регулирующим органам и представителям сферы образования необходимо заняться трансформацией педагогики, подключив к процессу опыт и возможности крупнейших технологических компаний. Настало время переосмысления системы обучения, так, чтобы повысить гибкость образовательных программ для развития критического мышления, целеустремленности, творчества и мягких навыков учащихся, пишет Микер.

ИИ находится в начале суперцикла трансформаций

Технологические достижения, инвестиции, широкое внедрение среди потребителей и бизнеса, конкуренция — основные драйверы роста ИИ. «Мы находимся в начале нового суперцикла трансформаций, где у нас есть доступ к большему количеству данных, чем когда-либо прежде. Нам еще предстоит найти способ сделать их более полезными и узнаваемыми», — говорится в отчете.

Доход компании OpenAI составил около $2 млрд после запуска ChatGPT в 2023 году. Большими языковыми моделями (LLM) сейчас пользуются около 5 млрд пользователей по всему миру. Кроме того, благодаря информации, которую генерируют пользователи, удалось увеличить объем доступных данных для обучения LLM. По предварительным оценкам, утверждает Микер, в 2024 году будет создано 163 зеттабайта данных, что в 80 раз больше, чем в 2010 году.

Увеличились не только объемы данных, но и масштабы технологической конкуренции. Шесть компаний с рыночной капитализацией больше $1 трлн активно используют возможности ИИ. Microsoft, Apple, NVIDIA, Alphabet (Google), Amazon и Meta Platforms* (признана в России экстремистской организацией и запрещена) соперничают за первенство и быстрое внедрение технологии. Такой конкуренции в истории еще не наблюдалось.

ИИ становится универсальным инструментом образования

Интернет существенно изменил образование за последние 25 лет. Ведущая в мире система ответов доступна круглосуточно: Google обрабатывает около 8,5 млрд запросов в день от примерно 4 млрд пользователей со всего мира. Эксперты и университеты теперь делятся своими знаниями в социальных сетях. Например, программа OpenCourseWare Массачусетского технологического института, запущенная в 2001 году, охватывает практически весь контент курсов MIT и обслуживает более 1 млн уникальных посетителей в месяц.

COVID-19 ускорил переход к онлайн-обучению. Coursera насчитывает 140 млн зарегистрированных учащихся по всему миру. Это в четыре раза больше, чем до периода распространения коронавируса. Обучение иностранным языкам может происходить через геймификацию. Приложение Duolingo с 100 млн активных пользователей в месяц доказало, что дистанционное обучение в реальном времени — эффективное и увлекательное занятие.

ИИ будет делать то же самое, но быстрее и масштабнее. ИИ и мобильные устройства обеспечивают мультимодальный персонализированный подход в обучении. Во-первых, искусственный интеллект позволит не запоминать всю теорию. Это позволит студентам сосредоточиться на практике, а не на заучивании информации. Во-вторых, ИИ-репетиторы появятся у каждого и будут доступны 24/7. Основатель и генеральный директор компании «Академия Хана» Сал Хан в своей новой книге «Смелые новые слова: как ИИ произведет революцию в образовании» отметил, что «преподаватели уже тысячелетия знают, что репетиторство — лучший способ обучения».

Студенты перейдут в статус клиентов университетов

В настоящее время университеты не воспринимают своих студентов и выпускников как клиентов. Чтобы сохранить академическую актуальность и долю рынка, вузам необходимо изменить мышление. Учреждениям важно не только рассматривать образование как услугу, но и объяснить рентабельность инвестиций для студентов-клиентов.

Расходы на содержание университетов увеличиваются. По данным Ассоциации руководителей высшего образования штатов, 30 американских колледжей закрылись в первые 10 месяцев 2023 года, 48 — в 2022 году, а по данным E&Y Research, около 10% университетов испытывают финансовые трудности.

В отчете выделены основные причины закрытия вузов.

  • Затраты на обучение в университетах увеличиваются, а число потенциальных студентов сокращается. Средняя стоимость четырех лет обучения в американском университете составляет $109–223 тыс. Для сравнения: средняя годовая зарплата выпускников — $60 тыс. Среднему заемщику требуется двадцать лет, чтобы погасить долг по студенческому кредиту.
  • В США наблюдается демографический кризис. Во второй половине XXI века население США может сократиться.
  • Современные работодатели стали обращать внимание не на образование, а на навыки соискателей. Так, набор в двухгодичные колледжи с высокой профессиональной направленностью вырос на 16% в 2023 году.

ИИ оптимизирует обучение

По данным опроса Canva, проведенного в 2023 году, около 75% американских учителей с оптимизмом смотрят на потенциал использования ИИ в своей профессии. Основная задача университетов — внедрять способы оптимизации очного обучения с помощью доступных технологий.

Как ИИ может помочь учителям сэкономить время и повысить производительность

  • Персонализированные планы обучения. Анализ успеваемости учащихся и создание индивидуальных траекторий обучения на основе пробелов в знаниях и индивидуальных стилях обучения.
  • Роль коуча и тренера. Наставник делится опытом и знаниями, помогая студентам развивать навыки и компетенции. Это позволяет студентам быстрее достигать поставленных целей и успешно осваивать новые знания.
  • Оптимизация подходов к обучению. Базовые модели ИИ можно адаптировать к стилям обучения учащихся. Например, автоматическое преобразование текста в речь для учащихся с дислексией.
  • Выставление оценок, управление классом и административная поддержка. Использование программных помощников для просмотра домашних заданий, планирования, отслеживания посещаемости.
  • Борьба с выгоранием учителей и учеников. Минимизация устаревших уроков, сокращение дополнительной работы учителей и повышение креативности на рабочем месте.

ИИ — не только инструмент для расширения обучения и преподавания, но и источник вдохновения, творчества и инноваций для учащихся. Технология способна уменьшить или заменить прямое участие человека в определенных дисциплинах, таких как программирование, вычисления и проектирование. В то же время ИИ дает возможность сосредоточиться на поиске новых идей и технологий.

РБК Тренды«РБК Тренды» — ваш гид по трансформации, который поможет сориентироваться в мире, где «сегодня» это уже «вчера». *все материалы заимствованы с https://trends.rbc.ru/trends/
33,6K подписчиков