Уже невозможно представить Крым без кипариса. Представьте себе Южный берег Крыма без темных, строгих силуэтов этих деревьев и сразу же почувствуете, как обеднеет его красота.
Наверное, трудно найти другое дерево , которое бы так удачно и органично вписалось в крымский ландшафт. Именно кипарис придает ему своеобразное очарование.
Ученые до сих пор не могут решить, где его родина: Малая Азия? Иран? острова Крит и Кипр? (Название Cupressus – древнегреческого происхождения. Означает «с Кипра».)
Любопытны легенды о происхождении кипариса. В одной из них, иранской, кипарис — порождение рая. У греков кипарис — прекрасный юноша, нечаянно убивший своего любимого оленя и так и не сумевший исцелиться от тоски. Аполлон, сжалившись над юношей, превратил его в дерево.
О появлении кипариса в Крыму есть две легенды.
Согласно первой — в него превратилась девушка, отчаявшаяся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Каждый день она стояла на скале, часами смотрела в морскую даль, а потом проросла в землю корнями, да так и осталась на утесе красивым неизвестным ранее деревом, которое и послужило родоначальником таврических кипарисов.
Согласно второй легенде, жил когда-то неподалеку от Алушты рыбак с женою и тремя дочерями — Тополиной, Гранатой и младшенькой Кипарисой. Уродились дети злыми и неблагодарными, упрекали родителей за якобы неудавшуюся внешность, а Кипариса — за излишнюю резвость и смешливость. Терпели, терпели родители, да и воззвали к небесам... Разгневались боги и превратили дочерей в деревья. Младшая мигом избавилась от своего живого, веселого характера и стала красивым, застывшим в грустном молчании кипарисом.
У многих народов кипарис — дерево грусти, печали, смерти.
Интересно, что кипарис, считавшийся деревом мертвых, был одновременно и символом юности, грации, благородства.
В Иране кипарисы часто рисовали на миниатюрах, изображающих юных влюбленных.
На Востоке кипарис — традиционный образ девичьей стройности. Стройность этих деревьев не осталась незамеченной и в русских пословицах : «Не всякое высокое дерево — кипарис ».
Наиболее распространен в садах и парках мира кипарис вечнозеленый, или пирамидальный.
В предках у этого стройного элегантного красавца числятся самые обычные «непричесанные» горизонтальные кипарисы.
С давних времен человек стал отбирать деревья с прижатыми к стволу ветвями, и результатом многовекового отбора как раз и стал пирамидальный кипарис.
В античное время кипарисами обсаживали храмы, гроты, пещеры, целые города.
Триумфальное шествие по югу нашей страны кипарис начал из Никитского ботанического сада.
Своей популярностью кипарис обязан не только незаурядной экзотической внешности, но и совершенно особой сфере применения ароматной древесины, из которой делали образки, четки, иконные доски, распятия, кресты и т. д. Их резали, как правило, в мужских монастырях и сбывали по дорогой цене.
В Музее искусств в Карелии хранятся прекрасные дощечки-иконки («Архангел Михаил», «Вход в Иерусалим» и др.) — бесценные образцы старинной новгородской иконописи на кипарисе. Уважительное, почти благоговейное отношение верующих к заморской древесной по роде всячески поддерживала церковь.
Дороговизна и недоступность этого поделочного материала для простых смертных отражена в пословице о богатых соотечественниках, у которых «дрова тисовые, растопочка кипарисовая».
В дворцах царей, вельмож стояли кипарисовые ларцы, сундуки, скамьи. Когда царь Алексей Михайлович строил себе дворец в Коломенском, то мастеровые перед этим три года выдерживали лес: липу, клен, дуб, а для отделочных работ — яблоню и заморский кипарис.
Там, где кипарис был обычным деревом, его широко использовали и в кораблестроении и в домостроении. Из него делали оконные и дверные коробки, опорные столбы, полотнища дверей и потолочные перекрытия. Финикийцы, строившие корабли в основном из кипарисового дерева, во многом способствовали его славе и популяризации — впоследствии весь флот Александра Македонского был сработан из кипариса. Отличавшиеся быстроходностью римские боевые корабли тоже строили из кипарисовой древесины, прошивали медными гвоздями, а поверху обмазывали натуральным воском.
Практичные римляне, оценив высокую стоимость и большой спрос на древесину кипариса, стали повсеместно высаживать эти деревья. Срок высадки связывали со временем рождения в семье ребенка, особенно, девочки. Кипарисы росли вместе с детьми и считались живым капиталом или будущим приданым.
Ценность кипариса была столь велика, что цари и полководцы, одержавшие победу над врагом, разрушали дворцы и дома побежденных только для того, чтобы извлечь кипарисовую древесину.
Ассирийский царь Саргон II, описывая поход против государства Урарту, рассказывал, что царь Урс «построил для своего удовольствия на берегу канала дворец, царственное жилище, перекрыл его кипарисовыми стволами и сделал приятным его аромат», а он, Саргон, «длинные кипарисовые стволы, кровлю дворца... сорвал, заставил обработать топорами и забрал в Ассирию».
Древесину кипариса считали вечной, неразрушимой, и потому знатных греков и римлян хоронили не в сосновых гробах, как простолюдинов, а в мраморных или кипарисовых саркофагах.
Кипарисовые гробы были почетной наградой тем, кто погиб, защищая отечество. Греческий военачальник и оратор Фукидид с удовлетворением отмечал, что погибших в начале Пелопоннесской войны всех до единого, без различия имущественного положения и воинского звания, похоронили в кипарисовых, сулящих нетленность гробах.
Для хранения особо ценных вещей, книг, рукописей греческие и римские ремесленники делали из кипариса изящные сундуки и ларцы
Добываемые из молодых побегов кипариса масла употребляли для пропитки пергамента и полотняных повязок, в которые пеленали мумии, и для самого процесса бальзамирования.
В прошлом веке в Крыму, к сожалению, распространилось мнение, что кипарисы способствуют размножению москитов и помогают развитию туберкулёзной палочки. Это в Крыму-то, который был единственной надеждой и «голубой мечтой» многих лёгочных больных .
Во время Ялтинской конференции в беседе со Сталиным Рузвельт заметил, что в Крыму очень много кипарисов. Он пренебрежительно сказал, что в Америке из кипарисов делают только гробы и сажают эти деревья на кладбищах.
Сталин приказал все кипарисы уничтожить , под видом борьбы с москитами, которые живут в кипарисах. Каждый коммунист обязан был срубить по нескольку кипарисов!
За короткий срок на юге Крыма люди уничтожили около 75 тысяч взрослых деревьев .
После смерти в Сталина в 1953 году массово вырубать кипарисы прекратили. И стали со временем выращивать.
К большому сожалению ,в Крыму сейчас опять происходит уничтожение этих прекрасных деревьев для возведения на их месте строительных объектов.
В статье использованы цитаты из книги Л.Н.Згуровской "Рассказы о деревьях Крыма."