Сейчас в случае наезда на пешехода доставщики еды и других товаров обычно остаются безнаказанными, а пострадавшие не могут получить компенсацию. Депутаты фракции ЛДПР и сенатор Елена Афанасьева предложили обязать курьеров оформлять договор страхования гражданской ответственности, который защитит пешеходов и автовладельцев, получивших ущерб по вине доставщика. Компенсацию им будет выплачивать страховая компания. Такой законопроект внесли на рассмотрение Госдумы 11 июля.
Доставщики игнорируют правила
В России с каждым годом становится все больше курьеров. Если в 2021 году их было 830 тысяч, то в 2023 году — уже больше 1 миллиона. Только в Москве их около ста тысяч, и они доставляют полмиллиона «посылок» ежедневно. Нередко происходят аварии, в которых виноваты доставщики. Доход курьера зависит от количества доставок, и он стремится объехать побольше клиентов, игнорируя правила дорожного движения. В начале лета в Москве доставщик на пешеходном переходе сбил пожилую женщину и семилетнего ребенка. В конце июня в Санкт-Петербурге курьер наехал на пенсионерку. В январе в Подмосковье такой же лихач на электровелосипеде сбил девятилетнего мальчика и уехал. Самый нашумевший случай произошел в августе 2023 года, когда доставщик покалечил молодую женщину и от множественных переломов и травм она через две недели скончалась.
Добиться компенсации от курьера сейчас можно только через суд — как пешеходам, так и автовладельцам, если курьер нанес вред их автомобилю. Выплату без проблем получают, только если курьер передвигается на машине или мотоцикле и, соответственно, имеет водительское удостоверение и оформил ОСАГО, пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, соавтор законопроекта Ярослав Нилов (ЛДПР). В остальных случаях, даже если доставщика нашли, взыскать с него деньги крайне сложно. «Допустим, произошла авария, курьера остановили, вызвали полицию. А что дальше? Он самозанятый, у него небольшие доходы, и, чтобы оплатить ремонт машины, ему надо отработать несколько лет, — сказал Нилов. — Чтобы решить проблему, мы предлагаем обязать всех курьеров, которые занимаются доставкой, иметь страховку гражданской ответственности».
Страховка гарантирует компенсацию
Законопроект, разработанный группой депутатов ЛДПР и сенатором Еленой Афанасьевой, предусматривает изменения в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Парламентарии предложили установить, что компании, использующие дистанционную торговлю, вправе привлекать для доставки товаров только тех курьеров, которые имеют договор страхования гражданской ответственности. Новые нормы повысят безопасность на дорогах и тротуарах, а в случае аварий позволят пострадавшим быстро получить компенсацию. «В случае причинения вреда здоровью или имуществу граждан, а также в случае ДТП и повреждения транспортного средства по вине доставщика компенсацию выплатит страховая компания», — отметил Ярослав Нилов.
Оформление страховки гражданской ответственности на год для самозанятых стоит от полутора до пяти тысяч рублей. Сейчас такую страховку можно сделать онлайн, причем она защитит как третьих лиц, так и самих курьеров в случае получения травм на работе в результате несчастного случая.
Что делать, если вас сбил курьер
Застраховать ответственность велокурьеров могут и компании, занимающиеся доставкой. Так делают некоторые крупные доставщики, но такой обязанности у компаний нет. Если страховка не оформлена, взыскать деньги пострадавшие пешеходы и автомобилисты могут только через суд.
Когда кого-то сбил курьер из службы доставки, нужно сфотографировать курьера, логотип его компании, попросить свидетелей происшествия оставить номера своих телефонов для уточнения подробностей аварии.
Если понятно, из какой компании курьер, следует сразу позвонить туда, объяснить ситуацию, попросить зафиксировать обращение и сообщить номер этой заявки. Когда получены травмы, нужно сразу же обратиться в травмпункт и взять справку — не позже суток с момента происшествия. После обращения в курьерскую компанию, если там оформлена страховка, с потерпевшим свяжется страховая. Если такой страховки нет, придется взыскивать средства с курьерской службы или непосредственно с доставщика. Можно потребовать оплаты расходов на лечение, ремонт автомобиля, если в аварии пострадала машина, и возмещение морального ущерба.