Василий Русяев, основатель и владелец интернет-магазина РУХОЛОД.РУ, о том, как начинался бизнес, как рос, что привело к созданию и первым продажам франшизы.
- Василий, с чего начинался твой путь к успешному бизнесу и как пришла идея создать online-магазин?
Я закончил Оренбургский политех, по специальности информационная система технологий. И достаточно рано, в 2003 году я начал делать сайт. У меня была своя веб-студи, и 10 лет я делал сайты сторонним компаниям. В Оренбурге достаточно много организаций, которым я сделал сайты, интернет- магазины, небольшие компании, предприниматели и так далее.
И в конце 13-го года я понял, что нужно создавать свой проект! Свой интернет-магазин. Тогда было просто интуитивное понимание, что за онлайн продажами есть какое-то будущее. На тот момент интернет-магазины были классическими, маркетплейсов не было, а у меня уже был сервисный центр по ремонту холодильного оборудования. Он был достаточно большой и успешный. На осень 13-го года у меня были крупные контракты с пивоваренной компании «Балтика», Heineken, Coca-Cola. Гарантийные контракты с многими заводами.
- Как ты решил открывать интернет-магазин именно холодильного оборудования?
Была команда техников-холодильщиков. И я максимально понимал в холоде, я ездил, обучался, знал возможности ниши. Ну и интернет-магазин чего можно открывать? Только то, в чем я разбираюсь. И осенью 13-го года был запущен интернет-магазин Рухолод.ру.
Так он и начал существовать.
- В моменте мы можем сказать, что интернет-магазин более стабилен, чем оффлайновое направление?
Однозначно. Это направление не просто стабильно, оно развивается. Есть открытыe источники системы СПАРК, Руспрофиль, в которых можно посмотреть. Мы именно так и мониторим конкурентов и их объемы продаж. Вбиваете ИНН и смотрите Рухолод.ру менеджмент и смотрите динамику по выручке, по валовой прибыли. В перевод с 2019 по 2023 год мы росли примерно в 50% год к году. И в том числе в пандемию. Мы в пандемию сделали рекорд по продажам. Это направление не просто стабильно, оно постоянно развивается.
- Когда ты понял, что Рухолод.ру успешен?
Я понял, что Руходод. Ру успешен, приблизительно в 2017 году.
В интервале между 13-м и 17-м годами, когда проект был молодой, только начинался. Мы продавали, делали это на определенном уровне, но все это время, все эти годы, я как автор проекта, как двигатель интернет-магазина, я занимался непрерывно интернет-продвижением, в поисковых системах. Это легло в основу. То есть, с 2013 года, более 10 лет, я вкладываюсь и инвестирую в органическое продвижение проекта. Что такое органическое продвижение? То есть, это поисковая выдача, чтобы находиться в топ поисковых систем.
Это, во-первых, требует определенных усилий, бюджета и самое главное - времени. То есть, на сегодняшний день, даже при наличии бюджета, сложно за короткий срок каких-то успехов достигнуть.
Так вот, с 13-го по 17-й год я вкладывал, занимался продвижением и в 17 году случился момент, когда у нас резко выросла география продаж.
То есть, если до этого у нас были заказы допустим Оренбург, Оренбургская область, соседние регионы: Уфа, Челябинск, Самара. То тут пошли заказы с Петербурга, с Москвы, с Дальнего Востока, с Сибири. Это были точечные заказы с разных регионов, но я понял, что проект набирает обороты. И сам факт того, что мы не просто звоним клиентам, а факт того, что мы реализовывали эти проекты, продавали оборудование! Когда первые отгрузки пошли на Дальний Восток, Елизово, Артемовск, Владивосток, Южно-Сахалинск, я понял, что людям надо!
-Сколько человек сейчас у тебя в команде?
На сегодня 15 человек в команде и это средняя численность за почти всю историю, в прошлом году, в марте, у меня было 27 человек, и к лету количество снизилось. Это было сделано осознанно, потому что, мы сейчас силами от 13 до 15 человек делаем те же результат, что и почти 30.
- В какой момент пришла идея продавать франшизу?
Идея с франшизой возникла после того, как сайт взлетел в топ выдачи поиска Яндекс. То есть, мы начали проигрывать часть сделок по причине того, что в регионе нет присутствия компании. То есть, требовались или монтажные работы, или какая-то пуско-наладка, или просто даже человеку хотелось приехать в офис пообщаться лично. То есть, это вопрос доверия. Онлайн продажи, это 17-й год. А что люди покупали в 17 году онлайн? Билеты, книги, что ещё? Что-то для дома. Крупно, как сейчас, все подряд, не покупали. Какую-то крупную бытовую технику. Чеки были большие и нужно было иметь очень высокий уровень доверия.
Затем наступил 2018 год.
И весь 18-й год я раздумывал над тем, как всё-таки поступить и понял, что тогда уже успешно развивалась «Додо пицца», которая по франшизе масштабировалась, другие проекты, я понял, что франчайзи партнеры - это выход. То есть, мы можем дать людям ресурс, с которого они будут получать стабильно заказы, это уже прибыльный бизнес. А их нахождение в городе сильно прибавит всем. И нам, и им.
И в январе 19-го года я начал процедуру упаковки во франшизу.
- Почему работать по франшизе выгоднее, чем запускать бизнес самостоятельно?
Работать по франшизе выгоднее, чем запускать бизнес самостоятельно, потому что, если франшиза качественная, прибыльная, то те материалы, которые тебе предоставляются, те знания, которые даются, они достались достаточно дорого. То есть, перед тем как прийти к определённому работающему методу, управляющая компания, продающая франшизу, отработала 10-ки гипотез. На это были потрачены определённые средства и время. Поэтому, те материалы, которые даются, они уже рабочие. А если запускать бизнес с 0, самостоятельно, это нулевой бренд, который никто не знает, отдел продаж, сайт, маркетинг, найм, сrm-системы, если все это с 0 запускать - это долго, дорого и очень рискованно.
- В Иркутске хорошие результаты по франшизе Рухолод.ру, как ты думаешь с чем они связаны? Что там предприниматели делают ТАК?
Смотрите, во-первых, франчайзи партнер в Иркутске с опытом работы, то есть он работал и продолжает работать, как сервисный центр. Он понимает в холодильном оборудовании, он знает в монтажах, разбирается в этом, часть знаний у него есть.
Во-вторых, у меня нет цели продавать франшизу с точки зрения, взять паушальный взнос и для меня как будто бы не имеет значения, кто будет партнер.
Для меня колоссальное значение имеет КТО будет партнёр. Для меня важно, чтобы человек был во взрослой позиции. В Иркутске франчайзи партнёр он изначально осознавал, что ему придётся делать многое самому.
-Предусмотрена какая-то поддержка партнёров на этапе запуска и работы?
На этапе запуска франшизы, это приблизительно два месяца, мы общаемся несколько раз в день! Это зумы, созвоны по видео, просто созвоны.
- Когда уже проект пошёл самостоятельно, как вы это понимаете?
Мы знаем, как должно быть. У нас есть регламент, допустим, взаимодействие и crm-системой или с клиентами, то есть, мы взяли менеджеров, и они начали работу в регионе. Мы сравниваем, как это должно быть. Как только мы понимаем, что они делают как надо, мы отпускаем в самостоятельное плавание. Получается декабрь-январь мы созванивались часто, примерно с конца февраля это один плановый зум в неделю.
- До сих пор созвоны?
Да, конечно. Это еженедельный созвон, есть регламент встречи. То есть, они отчитываются, что и как было сделано и, если вдруг что-то не так, мы подробно разбираем.
- Онлайн продажи холодильного оборудования - это выгодно?
Онлайн продажами холодильного оборудования выгодно заниматься, потому что это одна из немногих сфер, которая постоянно растёт и будет расти. То есть, это очень твёрдая ниша. –
- Почему?
Потому что, ниша связана с продуктами питания.
Человек может отказаться от отдыха, от новой шубы, от новой машины. Человек не может отказаться от своих естественных потребностей, то есть - его естественная потребность. Именно поэтому сфера торговли и общепита росла и будет расти. Минимум 20-30% прироста год к году. Люди все больше едят в кафе, ресторанах, время ускорилось, время оценивается по-другому. Почему в Москве так сильно развит общепит? Потому что время такое. Стоимость одного часа человека сильно превышает тот обед, который можно пойти и съесть, чем готовить.
Я в 13 году проходил обучение в НИИ холодильного оборудования в Москве. И заведующий кафедры сказал: «Холод - это та сфера, которая будет расти всегда!»
- Спасибо за интервью, и удачи всем, кто выбирает RUHOLOD.RU!
По вопросам пребретения франшизы интернет-магазина РУХОЛОД.РУ можно обращаться по телефону: 8 800 707 40 50.