Найти тему

Как детская иллюстрация помогла выжить неофициальным художникам в Советском Союзе

В конце 1950-х годов книжной иллюстрацией в Советском Союзе начинают заниматься молодые художники Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов и Олег Васильев. Зачем, для чего, кто из них любил работу, а кто ненавидел, рассказываем в статье.

Официальное и неофициальное искусство

Поиск новых форм, эксперимент, необычные идеи в искусство приходят с эпохой «оттепели». Художники обращаются к наследию российского авангарда, изучают искусство Марка Ротко, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Джексона Поллока и многих других.

Несмотря на воздух свободы, форточку в западный мир, неофициальные художники продолжают жить и работать в тени. В официальное искусство, если не рисуешь госзказ, путь закрыт.

Книжная иллюстрация

Шанс на выживание и возможность рисовать не по шаблону находится в детской книжной иллюстрации. Малоизвестный факт, но книжная иллюстрация была большой статьей дохода художников, в том числе детская. Вступление в секцию книжной графики Союза Художников давало профессиональные льготы.

Детская литература позволяла иллюстратору большую свободу самовыражения. Цензура здесь была, но более мягкая. Советская официальная культура относилась к детству серьезно, заботилась о том, чтобы подрастающие поколения верили в утопическое коммунистическое будущее. Этой задаче служила фантазийная и экспериментаторская иллюстрация, недоступная художникам в области «серьезного» искусства.

Три будущие звезды российского современного и мирового искусства Виктор Пивоваров, Эрик Булатов и Илья Кабаков внесли свой вклад в дело иллюстрации, которая в свою очередь позволила им работать.

К своей работе с книжной иллюстрацией художники относились по-разному. Илья Кабаков выделяет три типа отношения: увлеченное — Виктора Пивоварова, незаинтересованное, но ответственное — Эрика Булатова и свое собственное.

Виктор Пивоваров

Случай Пивоварова — добросовестный и увлеченный подход к работе, основанный на искреннем интересе.

Свою работу в детской книге художник считает важной и полноправной частью искусства. Пивоварову не все равно, что за книга попадает к нему в руки. «Для меня иллюстрирование детской книги в известной степени овеществление иллюзий, иллюзий моего детства и утопий моей зрелости. Со всем этим теснейшим образом связано мое стремление к иносказанию в детской иллюстрации, к сложному поэтическому взгляду на мир», – говорит он.

Р.С. Сеф. Необычный пешеход. Художник В. Пивоваров. М.: Детская литература, 1965
Р.С. Сеф. Необычный пешеход. Художник В. Пивоваров. М.: Детская литература, 1965

Эрик Булатов и Олег Васильев

Книжная иллюстрация для Булатова и Васильева — вынужденное, нелюбимое занятие, но совмещенное вместе с тем с желанием «ответственно сделать хороший рисунок». Каждый год делился пополам: полгода они отдавали книге, и полгода занимались живописью.

Вместе художники проработали 30 лет и знакомы многим по работам над сказками Шарля Перро «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и «Спящая Красавица».

В своей книжной работе художники пытаются усреднить сознание советского гражданина, построить его модель, вывести общее правило цензуры и создать на их основе идеальную детскую книгу, которую от них хотели.

Ш. Перро. Спящая красавица. М.: Малыш, 1975.
Ш. Перро. Спящая красавица. М.: Малыш, 1975.

Илья Кабаков

Крайний вариант — резко негативная позиция по отношению к работе в книжной иллюстрации. Художник старался сдавать работы редактору с минимумом усилий и в минимальные сроки. Как и Булатов с Васильевым, Илья Кабаков стремился создать стандартную детскую книгу, выработать канон, но в отличие от дуэта не к эстетическому идеалу.

Из английской поэзии для детей. Дом, который построил Джек. М.: Детская литература, 1967
Из английской поэзии для детей. Дом, который построил Джек. М.: Детская литература, 1967

В издательстве рисунок оценивался по сложности и трудоемкости, гонорар художника зависел от того, как много фигур изобразил он на картинке, — отсюда обилие деталей и множество человечков в детских иллюстрациях Кабакова.

На иллюстрациях к детским книгам видно, что структура и само устройство листа, соотношение фона и изображения похожи на находки, сделанные Кабаковым в это время в «серьезных» работах в графике.

Илья Кабаков «В комнате» 1965
Илья Кабаков «В комнате» 1965

Таким образом, между книжной и «основной» работой представителей неофициального искусства существовала связь, которая стала неотъемлемой частью московского концептуального искусства и обогатила жанр книжной иллюстрации.

С началом Перестройки Булатов, Кабаков, Васильев, Пивоваров покинули Россию и стали заметными фигурами в международном искусстве. Сегодня их иллюстрации стоят дорого, многие коллекционеры специально ищут эскизы. Факт, что иллюстрации продолжают печататься и переиздаваться и сегодня, а многие работы стали давно классикой в этой жанре.

О страхах в литературе и темах, вызывающих тревогу у современных авторов говорим 13 июля в 14:00, на паблик-токе «Страх в литературе и шире».

Регистрация по ссылке.