Сколько помню себя с детства, в зимнее время на дорогах мое внимание более всего привлекали две вещи – лаповые снегопогрузчики и шнекороторные снегоочистители. За работой этих машин можно было наблюдать бесконечно долго. Как можно было оторваться от крайне захватывающего действа, когда лаповый снегопогрузчик С-4 (тот, что на агрегатах ГАЗ-51А, правда, я тогда об этом еще не знал) загребает снег и грузит его в чередой подъезжающие самосвалы на базе ЗИЛ-164, ЗИЛ-130 и даже на базе "Колхиды" (последние хоть и не выпускались серийно, но часто встречались в эксплуатации). А как можно было упустить из виду совершенно необычный автомобиль, "пожирающий" шнеками груды снега и отбрасывающий его на десятки метров в сторону?
Став постарше и освоив фотодело, я стал фиксировать на фотопленку все самое интересное, что ездило по дорогам. Зимой со съемкой конечно было сложнее, но за последние 40 с лишним лет мне все же удалось кое-что наснимать, собрав своего рода фотолетопись нашего автопрома (и не только его, кстати). Естественно, фотоматериалы не остались просто картинками, параллельно за прошедшие десятилетия я занимался сбором информации об этих машинах – непосредственно от заводов-производителей, из технической литературы, архивов, библиотек и т.д.
Кому интересно, в конце статьи дана ссылка на мои фото-ретро-обзоры.
Сегодняшний рассказ о шнекороторном снегоочистителе ДЭ-210 на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Надо сказать, что шнекороторные снегоочистители были своего рода элитой среди прочей советской снегоочистительной техники. Благодаря своим конструктивным особенностям они обладали непревзойденными техническими возможностями и производительностью по сравнению со снегоочистительными машинами других типов. В первую очередь такой техникой снабжались гражданские и военные аэродромы. Шнекороторные снегоочистители, благодаря активному рабочему органу, отлично себя зарекомендовали, эффективно и в короткий срок справляясь со снежными заносами на взлетных полосах и рулежных дорожках. Успешно использовались они и в обычной жизни – на городских улицах и на загородных трассах.
Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-210 (обозначение по старой отраслевой нормали – Д-707) на шасси автомобиля ЗИЛ-131 был разработан в конце 60-х годов Минским СКБ "Мелиормаш" совместно с Северодвинским заводом дорожных машин. В 1971 году Северодвинский завод приступил к серийному освоению этой машины.
Интересной конструктивной особенностью ДЭ-210, собственно, как и предыдущих моделей северодвинских шнекороторов на шасси ЗИС-151/ЗИЛ-157, был одномоторный привод ходовой части и рабочего органа (в отличие от машин такого же типа на шасси МАЗ-502 и Урал-375, выпускавшихся Минским заводом "Ударник", которые имели два двигателя – на базовом шасси и на снегоочистительном оборудовании). В данном случае у базового шасси ЗИЛ-131 демонтировался штатный V-образный 8-цилиндровый бензиновый мотор мощностью 150 л.с., а взамен его позади кабины в специальном моторном отсеке устанавливался рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель У2Д6-250ТК-Сз, мощность которого равнялась 250 л.с. По сути, этот движок являлся производной от танкового двигателя В-2, применявшегося на "тридцатьчетверке".
Еще одна особенность этой машины – две системы электрооборудования: на 12 и 24 вольта. 24-вольтовые АКБ обеспечивали запуск двигателя, а 12-вольтовая отвечала за работу штатных потребителей электрического тока базового шасси.
Крутящий момент на ходовую часть и рабочий орган передавался от двигателя через турбомуфту и раздаточный редуктор. При этом ведущие колеса приводились через демультипликатор со сцеплением, что обеспечивало малую рабочую скорость в процессе снегоочистки. Рабочая скорость в процессе снегоочистки составляла 0,39-5,92 км/ч, а максимальная транспортная – 41 км/ч.
Очистка снега происходила за счет рабочего органа, расположенного в передней части машины. Он представлял собой стальной корпус с двумя шнеками-питателями диаметром 450 мм, ротором диаметром 978 мм, кожухом для отбрасывания снега влево/вправо, двумя вертикальными ножами, расположенными по бокам корпуса и опорными лыжами тарельчатой формы. Привод ротора и шнеков был механическим, а подъем/опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора влево/вправо – гидроцилиндрами.
Благодаря применению более мощного двигателя (на 100 л.с. выше, чем у предшественника Д-470 на базе ЗИЛ-157) рабочие параметры у ДЭ-210 были ощутимо выше: производительность – 900 т/ч (почти на 50% больше); средняя дальность отбрасывания снега – 24-40 м; толщина очистки – 1,3 м. Ширина очистки составляла 2,56 м.
Помимо базового варианта была разработана модификация в северном исполнении – ДЭ-210С (по старой классификации – Д-707С).
В 1984 году Северодвинский завод дорожных машин начал производство модернизированного варианта ДЭ-210А. В усовершенствованную модель был внесен ряд конструктивных изменений. Вот лишь некоторые из них: для повышения пропускной и режущей способности питателя были применены двухзаходные ленточные шнеки вместо ранее применявшихся однозаходных сплошных; опорные лыжи заменены обрезиненными катками; увеличена прочность и улучшена кинематика подвески рабочего органа. Благодаря усовершенствованиям производительность ДЭ-210А возросла с 900 до 1000 т/ч.
В 1991 году на смену ДЭ-210А пришла следующая генерация шнекороторного снегоочистителя на шасси ЗИЛ-131 – ДЭ-210Б.
Ежегодно из ворот Северодвинского завода дорожных машин выходило по несколько сотен шнекороторных снегоочистителей ДЭ-210. Машины ДЭ-210 и последующие модернизированные варианты составляли основу отечественного производства автомобильных шнекороторных снегоочистителей в период 70-80-х годов.
Кстати, ДЭ-210 на шасси ЗИЛ-131 долгое время соседствовал на конвейере с предыдущей моделью Д-470 на базе ЗИЛ-157, которую сняли с производства только в 80-е годы.
О шнекороторном снегоочистителе Д-470 на базе ЗИЛ-157, находящемся по сей день в эксплуатации, я рассказывал ЗДЕСЬ.
Обещанную ссылку на мои фото-ретро-обзоры см. ниже. Открыв ссылку, в конце публикации вы найдете ссылки на другие мои фото-ретро-обзоры.