Я уже около 20 лет преподаю немецкий язык своим ученикам. Причины, по которым люди изучают немецкий, могут быть самые разные - начиная от простой любви к Rammstein, заканчивая необходимостью сдать международный экзамен. Но, какая бы причина ни была, перед началом работы сразу встает вопрос выбора учебника. Вопрос вроде бы и банальный, но все же более чем важный.
В первые годы моей преподавательской практики мне было довольно сложно: я привык работать по классическим самоучителям, советским и российским учебникам. С одной стороны, был уже готовый механизм - есть учебник, есть ключ к изучению языка; с другой стороны, понимал, что многие учебники, если уж и были не плохие, но их содержание давно устарело. Первые годы я использовал сразу несколько учебников для преподавания - плюс к этому приходилось разбирать все свои студенческие записи и ксерокопии по темам, чтобы потом их включать в процесс обучения моих учеников. Подготовка к занятиям занимала очень много времени, да и занятия не всегда получались эффективными с методической точки зрения.
После нескольких лет мучений, по совету коллеги по цеху, я познакомился с учебником В.М. Завьяловой и Л.В. Ильной "Практический курс немецкого языка".
После знакомства с этим учебником моя жизнь заиграла новыми красками. Как раз в это время пошел большой поток желающих изучать немецкий язык с нуля. Во мне проснулся дух экспериментатора и вдохновителя. Большинство учеников прониклись этим учебником, быстро учились строить довольно сложные предложения, со скоростью света осваивали новую лексику. НО! Выяснилось, что учебник осиливают не все. Для тех, кто желает спокойного ритма в изучении немецкого, учебник не годится. Хотя после первого года использования книги Завьяловой и Ильиной у меня появился первый ученик, который сдал международный экзамен на уровень B1.
Я дальше занимался поисками учебников. Перепробовал много российских и немецких авторов, но как-то не заходило. Продолжал работать по вышеупомянутому учебнику, пока мне не позвонил один человек, который начал самостоятельно изучать немецкий по учебнику Т. Камяновой "Практический курс немецкого языка" и просил его вести именно по этому учебнику и никакому больше. Я начал работать с ним осенью 2009 года, а к началу 2011 года мы полностью завершили курс по учебнику Камяновой - при том, что начали работать только с третьей главы (первые две ученик изучил самостоятельно). Успех был просто на уровне "вау". Человек начал говорить, понимать, писать с небольшими огрехами в грамматике и лексике. Насколько был счастлив этот человек, который провел эксперимент над собой (да и надо мной тоже) с этим учебником, не передать словами.
Работа по этому учебнику вдохновила меня. Приходили новые ученики. И снова получалось добиться отличного результата. Учебник хорошо подходил и взрослым, и подросткам. С первых занятий они начинали строить несложные предложения, а упражнения были построены так, что не начать говорить не получалось. Какими бы способностями ни обладал человек, он со временем все равно погружался в язык. И ритм изучения уже не играл такой существенной роли.
НО!
Учебник Камяновой был без заданий по аудированию, без определенной части лексики, которая может встретиться на международном экзамене. И подготовиться даже к Start Deutsch 1, наверное, по нему будет довольно трудно. А, так как все больше приходили ко мне ученики, которым надо сдать международный экзамен (чаще A1 или А2), пришлось искать новые пути. Коллега из Германии мне посоветовал учебник Begegnungen. В этом учебнике есть вся лексика, нужная на экзамене. И все это распределено по уровням - подготовка идет уже не вслепую, а конкретно под определенную цель. НО! Не всем ученикам нравится учебник - особенно тем, кто хочет много строить предложений самостоятельно или переводить (да, есть такие, и им, как правило, не надо сдавать экзамен!)
Сейчас обычно использую Begegnungen и учебник Т. Камяновой одновременно. Они друг друга хорошо дополняют. Плюс я заставляю всех каждый день учить немецкий в приложении Duolingo. И ученик лишь радостно вскрикивает: "О, это же я в дуолинго учил!" или "О, это же у Камяновой было уже".
Что касается вывода: идеального учебника, к сожалению, не бывает. У каждого есть свои недоработки, НО учебник определяет путь. Это очень важно! И роль преподавателя - сопровождать, мотивировать, а где-то быть просто внимательным слушателем. Конечно, по ходу работы видишь, что где-то нужно подыскать дополнительные материалы тому или иному ученику, а где-то нужно самому придумать задания, но это мелочи! Учебник определяет бытие изучающего язык, является неким трамплином к познанию чего-то нового, неизведанного, становится началом большого приключения, после которого начинается какая-то другая жизнь!