На что следует обратить внимание при обучении в музыкальной школе по классической гитаре.
Сейчас в музыкальную школу принимают в младшем школьном возрасте. В то время, когда я сам учился, принимали с 10-11 лет и обучение длилось 5 лет. По новым федерально-государственным требованием обучение проходит по предпрофессиональной программе в течении 8 лет (с возможностью пойти в 9 класс для подготовки к поступлению). Из всего этого сложилась уже традиционная картина, что, поступая в начальную школу ребёнок также поступает и в музыкальную. Я часто слышу от родителей множество вопросов и сейчас мы их разберём.
Темп обучения
Это означает насколько быстро ученик будет развиваться. Какие качества этому способствуют? Наличие хорошей моторики, игрового аппарата и многих других качеств, которые не всегда есть у учеников в таком возрасте. Родители у кого учатся несколько детей разного возраста сразу обращают внимание на то, что старший ребёнок делает гораздо большие успехи, чем младший. Да, действительно в таком возрасте процесс обучения идёт медленно. Первый класс - это фактически обучение основам игры, посадка с инструментом, постановка рук, звукоизвлечение, азы нотной грамоты и чтения с листа. Иногда этот путь может увеличиться до двух лет. А можно каким-то образом ускорить этот процесс? Можно, но это очень сложно и потребуется помощь старших.
Качества для успешного обучения игре на гитаре в младших классах
Многие однозначно скажут, что самое главное - это те данные, которые проверяют по поступлении в музыкальную школу. И это главная ошибка, я не буду спорить с тем, что слуховые данные или данные игрового аппарата важны, но есть качества, без которых все это будет бессмысленно. Большинство из нас обладает средними данными, в чем-то лучше или хуже, но в среднем наши музыкальные данные несильно отличаются. Абсолютный слух, феноменальная музыкальная память встречаются очень редко, но есть более важные вещи.
Трудолюбие, дисциплина, эмоциональность.
Как бы банально не звучало, но это то качество, которое перекрывает все недостатки. Умения рационально распределять свое время, регулярно заниматься, четко планировать содержание домашних занятий. Стараться работать на уроке, чтобы получить максимум от каждого занятия. Регулярно выполнять задание учителя, внимательно слушать все указания по аппликатуре и другим нюансам.
Регулярность посещения занятий очень важна. Память у учеников начальной школы еще очень короткая и она нуждается в постоянной подпитке. Когда ученик регулярно посещает занятия и выполняет задание дома его прогресс очень порадует родителей.
Музыка имеет большую эмоциональную опору. Это один из самых абстрактных видов искусства. Здесь нет чёткой трактовки и объяснения, каждый музыкальный образ индивидуален в зависимости от нашего восприятия. И как бы не спорили искусствоведы, для многих людей одно и тоже произведения может иметь разных художественный образ. Остался еще один важный нюанс, он очень актуален для первоклассников и для более старших детей.
Помощь родителей
Сколько времени проводит ученик в школе? Два занятия по специальности, а все остальное время (не считая групповых занятий)? Домашние занятия в этом деле очень важны, они позволяют в ускоренном темпе проходить материал. И тут не обойтись без помощи родителей. Это общая ответственность, так же, как и в начальной школе. Помощь родителей означает не то, что все родители должны быть музыкантами, которые смогут сами дома выучить с ребёнком материал. Это и моральная поддержка, и совместный интерес. Вы обращали внимание как часто меняется мнение у детей? А в нашем деле это нежелательно. Иногда нужно поддержать, так как дети эмоционально неустойчивы. Столкнувшись с первыми трудностями, многие выбирают самый просто путь - бросить это дело. Даже простой интерес со стороны родителей или родственников может уже дать ребёнку мотивацию. Видя интерес родителей, их любовь к музыке наш ученик будет иметь моральную опору и поддержу. И не важно, умеет ли родитель играть на музыкальных инструментах. В этом случае обучение будет проходить эффективнее, и мы сможем контролировать интерес. Конечно интерес не стабилен, но для человека это нормально. Меняются наши вкусы, интересы, круг общения, деятельность. Мы не можем спрогнозировать, будет ли наш ученик иметь интерес в дальнейшем, также и не можем определить его интерес к примеру, в подростковом возрасте. Поэтому удержание интереса будет постоянной работой в течении многих лет.