Найти тему
Eurasia Daily

Рецепты литовской этнократии: языковой национализм, сегрегация и этнические чистки

Директор «Института Великого княжества Литовского» (ВКЛ) и соавтор школьного учебника доктор истории Рустис Камунтавичюс (его имя переводится как «Злой», «Злюка») дал развёрнутое видеоинтервью беглому белорусскому «оппозиционеру» Никите Мелкозёрову, в котором представил своего рода антологию литовских исторических страхов, претензий, недомолвок и предрассудков. Представил довольно откровенно, хотя и прикрываясь самоиронией. В этом букете непередаваемых запахов кухни литовского нациестроительства не стоит искать стройной логики или дружелюбия к кому-либо, кроме соплеменников. Однако разобрать его состав полезно для понимания того, что из себя представляют, чего боятся и о чём мечтают литовские русофобы.

EADaily представляет реферативные выдержки из этого интервью.

  • Мы предпочитаем называть Белоруссию «Гудия» (в литовском фольклоре — нечто страшное в тёмном лесу), потому что «Беларусь» — прямой смысловой отсыл к белой части Руси, России.
  • Нам не нравится, когда другие именуют наш народ самоназванием «летувисы», потому что воспринимаем это как напоминание о порушенном средневековом имперском проекте и о том, что межвоенная и современная Литва никакого отношения не имеет к Великому княжеству Литовскому, а литвины — это белорусы, правильные литовцы. Тогда получается, что Литва на окраине, не надо символически отнимать присвоенную нами историю всего ВКЛ от Балтийского моря до Чёрного, с Киевом и Менском в своём составе.
  • Истинный литовец состоит из двух необходимых составляющих: литовский язык и специфичное видение прошлого. Если не хватает хоть одного, то мы видим перед собой нелитовца.
  • Литовский антагонизм исторически носит отчётливо антиславянский характер. Это вызвано чувством опасности и неприятием многовековой практики ассимиляции. Но случилось чудо и в условиях парадоксального проигрыша противостоявших в Первой мировой войне России и Германии нам удалось создать своё государство. А белорусам отдельной националистической государственности сконструировать не удалось — они оказались частью советского проекта или под Польшей. И литовцы начали реконкисту, отвоевание своих бывших территорий. Так мы вернули Вильнюс, к 1939 году населённый поляками и евреями, получили немецкоязычную Клайпеду (Мемель). Эти города литуанизировали, что шло очень тяжело, страдали при этом не только нетитульные этносы, но и литовцы (Сталин вернул Вильнюс Литве, но отнял всю страну целиком). Мы сильно пострадали от русификации и репрессий, поэтому сейчас литовцам не нравится даже само звучание русского языка. А тут приезжают белорусы и украинцы, говорят на русском и как бы возвращают Русский мир, желая того или нет.
  • Антагонизм Литвы, направленный на всех славян, ассоциируется с русским языком, но он не нацелен именно на белорусов и украинцев, он устремлён против русского языка, на котором они говорят.
  • Независимость Литвы — во многом филологический проект. Мы помешаны на литовском языке. Поэтому мы не понимаем белорусов, которые говорят на русском, и не уважаем их.
  • Вильнюс стал литовскоговорящим только после Второй Мировой войны, потому что Гитлер убил половину населения города — евреев. А Сталин депортировал многих поляков в Сибирь. Поэтому мы заселили полупустой город.
  • Беларуси в нашем восприятии нет как политического субъекта, она часть российского проекта. Александр Лукашенко там, судя по всему, ещё надолго. Те белорусы, которые убежали в Литву, они нас радуют? Нет, они хотят символически украсть у нас Великое княжество Литовское, герб Погоня и Вильнюс. Есть позитивный момент, что приехали белорусские деловые круги, они платят налоги, но это не может сбалансировать весь негатив.
  • Если бы пал «режим Лукашенко» и был взят курс на прозападную демократизацию, то литовцы хлынули бы в Белоруссию без всякого сомнения. Если бы еще разрешили нам скупать там недвижимость (тот же знаменитый Несвижский замок), озёра и т. д., то литовцы были бы довольны. Мы уже не боимся вас как потенциально отдельного субъекта. Если у вас будет демократия, то негатив пройдет, и мы станем уважать вас. Но белорусы этого не делают. А ведь для этого нужно всего-навсего удалить Лукашенко, убить Владимира Путина, ввести демократический режим в Белоруссии.
  • Нам, литовцам, надо помогать белорусам развивать их видение прошлого. Вам не следует говорить, что язык ВКЛ был старобелорусский, если вы хотите с нами дружить. Вы понравитесь литовцам, если отдадите герб «Погоня», не будете претендовать на историю ВКЛ и будете публично признавать, что литовцы тогда смогли вас завоевать.
  • У Литвы и Белоруссии идет борьба за наследие XIV века, потому что, если он будет как бы принадлежать вам, то у вас может появиться желание прийти забрать Вильнюс.
  • «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское»? Нет, не надо умничать и слишком много читать. Просто Великое княжество Литовское.
  • У литовцев все вокруг враги, а у белорусов все друзья — противоположный менталитет в чём-то схожих соседей. Но только вглядываясь в белорусов, мы острее ощущаем свою самость.
  • Мы маленькая нация, мы должны как евреи «закрыться» и воевать за своё существование в будущем.
  • У литовца лопаются мозги, когда он видит, что белорус смотрит на музей Великой Отечественной войны с красным флагом и на Несвижский замок одинаково. По нашему разумению они не могут быть равновеликими, это не может быть частью одной и той же идентичности, потому что это противоположно: или ты на одной стороне, или на другой.
  • Я не понимаю культ Победы. У вас треть или четверть страны в Великую Отечественную погибла, а вы строите помпезный музей, показываете фильмы, поете песни. Это же трагедия, это несчастье. Ты должен хотеть дистанцироваться от горя.
  • Мы такие патриотические, мы поддерживаем Украину, «зарубились» с Китаем путём признания Тайваня, наш главный союзник США, но мы очень депрессивная страна, у нас огромная эмиграция на Запад.
  • Литвинизм — фейк. Это придумали наши националисты или русские спецслужбы, чтобы поссорить Белоруссию с Литвой. Вы, белорусы, все ваше разнообразное прошлое делаете частью своей идентичности. И литовцы придумали, что тот факт, что вы делаете ВКЛ своим прошлым, делает из вас литвиниста. Вы хотите отнять у нас ВКЛ и Вильнюс, вы очень плохой человек. И Лукашенко вас заслал в Литву специально, чтобы «забирать» у нас Вильнюс.
  • В наших учебниках пишут, что литовцы завоевали Великое княжество Литовское, а белорусы там были просто серой массой. Или вообще не упоминается про белорусов как таковых. Если вы приходите и говорите, что не было тех литовцев, то вы как бы меняете наше прошлое и наш менталитет рушится. Значит, вся вина будет на вас.
  • Современную историю Литвы и ее политическую культуру полностью создала с нуля американская литовская диаспора из Чикаго, которая уехала из Литвы после Второй мировой войны и отчасти вернулась после распада СССР. Эта диаспора помогла очень сильно выйти Литве из «совка». И белорусская иммиграция пытается заниматься сейчас в Вильнюсе и Польше тем же самым.