Найти тему
Точка ART

В Эрмитаже восстановят 500-летнюю алтарную картину Яна Провоста «Мария во Славе»

Государственный Эрмитаж объявил о начале реставрационных работ над шедевром нидерландского художника Яна Провоста «Мария во Славе». Эта картина, написанная в первой половине XVI века, считается одной из лучших алтарных работ мастера и по праву занимает почетное место в коллекции Нидерландской живописи музея. Основной задачей реставрации станет устранение последствий времени и воздействия неблагоприятных факторов. В процессе работ будут использоваться современные технологии и материалы, которые обеспечат долгосрочную сохранность картины и предотвратят ее дальнейшее разрушение. Реставрация «Марии во Славе» станет важным событием для культурной жизни и научного сообщества, поскольку в процессе удастся глубже изучить техники и материалы, использованные великим мастером эпохи Северного Возрождения. Государственный Эрмитаж планирует завершить реставрационные работы в течение следующего года, после чего обновленное полотно вновь займет свое место в экспозиции музея.

Ян Провост «Мария во славе», 1524 © Государственный Эрмитаж
Ян Провост «Мария во славе», 1524 © Государственный Эрмитаж

Ян Провост написал «Марию во Славе» в 1524 году. В основе картины лежит традиционный религиозный сюжет — восхваление Богородицы — поэтому в центре композиции изображена дева Марии с Христом на руках. Мать и младенец окружены ярким золотым светом. Сверху расположены фигуры Святого духа в образе голубя, Бога-Отца и ангелов. В нижней части холста Провост изобразил императора Августа, царя Давида, пророков и сивилл — предсказательниц судьбы в греческой мифологии. Художник объединил в одном пространстве античных и религиозных героев. Кроме того, действие происходит на фоне реалистичного пейзажа, а сивиллы напоминают знатных горожанок первой половины XVI века. Ян Провост стал новатором, внедрив в религиозный сюжет приметы своего времени, тогда как использование античных мотивов было характерно для нидерландской живописи.

«Мария во Славе» предназначалась для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана, который располагался на площади Бург в Брюгге. В 1566 году во Фландрии начались гонения на католиков. Иконоборцы разрушили более 400 церквей, и картину замуровали в стене собора, чтобы спасти от уничтожения. Произведение Яна Провоста пролежало в тайнике больше 200 лет. В конце XVIII века Фландрию завоевали французские солдаты, которые и обнаружили картину в развалинах собора Святого Донациана. Впоследствии «Мария во Славе» оказалась в Гааге, в коллекции правителя Нидерландов Виллема II. В 1850 году королевская коллекция продавалась на аукционе, где картину приобрел российский художник Федор Бруни для Николая I. Так шедевр нидерландской живописи попал в Эрмитаж.

Ян Провост «Мария во славе» (фрагмент), 1524 © Государственный Эрмитаж
Ян Провост «Мария во славе» (фрагмент), 1524 © Государственный Эрмитаж

В ходе реставрации сотрудники музея собираются вернуть картине первозданный вид. Сейчас холст покрыт несколькими слоями лака, который сделал оригинальные оттенки более темными и желтыми. Мастера планируют снять наслоения лака и следы предыдущих реставраций, чтобы максимально приблизиться к авторскому слою. При этом специалисты Эрмитажа подчеркивают, что при восстановлении картины будут использованы материалы, которые можно будет удалить. Такая техника сделает вмешательство в первоначальный облик произведения минимальным.

-3

Читайте по теме:

Эрмитаж представляет восстановленные портреты Петра Великого и Екатерины I 
В Эрмитаже началась реставрация редких часов Фаберже
Оман и Эрмитаж объединяют усилия для восстановления античных памятников Пальмиры
«Мастера старонидерландской гравюры»: гид по выставке в Эрмитаже
В духе графа Растрелли: в Санкт-Петербурге восстановят иконостас Смольного собора