В школах хотят вводить отметки за поведение

1,1K прочитали

Источник pixaboy
Источник pixaboy

Итак, в конце июня Сергей Кравцов заявил, что Министерство просвещения не против того, чтобы ввести отметки за поведение. Пару дней назад уже и итоги опросов подоспели. Судя по опросу, большинство учителей и родителей ЗА. СПЧ предлагают не допускать до экзаменов учеников с плохими отметками за поведение. Не знаю, кого они спрашивали. Я у себя в ТГ-канале не нашла ни одного поддерживающего комментария. Что родители, что учителя высказались против. Депутат Лантратова утверждает, что к введению отметок за поведение толкает сама жизнь. 

К слову до 1989 года отметки за поведение были, но на коррекцию поведения и тогда не влияли.

Источник pixaboy
Источник pixaboy

Так как я преподаю учителям обратную связь (неизменно связанную с оцениванием), не могу пройти мимо этой темы. Ниже мои мысли:

  1. Оценка без обратной связи - это лишь констатация факта (и то спорно, факта ли, как будут доказывать?), но не инструмент стимулирования ребёнка менять поведение. А будут ли давать обратную связь, если и сейчас по академической успеваемости при выставлении отметок это делают системно редкие школы и редкие учителя? Причин две: 1) обратная связь - это навык, в педвузе его не преподают, 2) на нее просто нет времени. 
  2. Пишут, что критерии оценивания поведения разработают. Это хорошо. Однако! Критерии по предметам ведь сейчас тоже есть. А всем детям выставляют отметки с прозрачным применением критериев? Дорогие родители массовой школы, скажите честно, ваш ребёнок и вы можете по каждой отметке по предметам сейчас точно сказать, за что? Вы видите раскладку по критериям?
  3. Просто фиксировать отметки за поведение (даже с критериями) недостаточно. Важно анализировать причины поведения. Маша со всей силы ударила Васю стулом, в этот момент в класс вошел учитель. Потому что уже месяц Вася с приятелями Машу травят и делают это так, чтобы взрослые не видели. Без анализа плохую отметку за поведение надо выставить Маше. Или вот я недавно видела картину в электричке. Абсолютно пьяная молодая женщина не может оторваться от бутылки пива. Много мата. Едет с дачи. Рядом сын лет 7-ми. Ему стыдно. Он ее одергивает. Просит не кричать, не материться. Просит больше не пить, потому что «опять всю ночь спать не дашь». Какой он ходит в школу с депривацией сна? Конечно, агрессивный. Будем просто лепить ему отметки за поведение? А он будет продолжать жить в аду. 
  4. Многим ли детям важны вообще отметки? Часто плохо себя ведут те же, кто и по предметам не успевают. Спокойно живут с тройками, на которые учитель все равно тянет, потому что не секрет, сейчас часто директора заставляют тянуть хотя бы на тройки для хорошей статистики. И в чем смысл отметки будет для этих детей? Лантратова в качестве аргумента приводит травлю. Вы считаете, что отметки за поведение остановят травлю? Серьезно?
  5. Кстати, если внедрить оценку метапредметных (мягких) навыков, то и поведение оценивать не придется. Мягкие навыки уже вшиты в ФГОС. Только до сих пор никто не разработал критерии и инструменты оценки. Вот это бы довели до ума. Ребёнок бы каждую четверть видел не только свой академический портрет, но и портрет того, как у него с коммуникацией, критическим мышлением, кооперацией, рефлексией и тд. 
  6. Если уж вводить отметки, надо доводить до конца. В этом плане мне нравится, как устроено в американских школах и некоторых странах Европы. Там нет как таковых отметок за проведение. Но! За ряд нарушений есть consequence. Ученику и родителям приходит об этом уведомление. Несколько таких consequences и наступает suspencion, ученик пропускает школу. Только для американского школьника это не радость, а ужас. Во-первых, это очень стыдно. Во-вторых, запись останется с тобой навсегда, а в американский вуз ты подаешь не только итоги экзамена SAT/ACT, как у нас подаются баллы ЕГЭ, но и аттестат за последние 4 года. У моего сына в школе, в которой он учился последние 2 года, было так. А так как дети оттуда в основном как раз подаются в мировые вузы и итоги 4 лет важны, вот это реально рабочая мера. Я видела примеры, когда даже русские дети-хулиганы, привыкшие в московских школах делать что угодно и нагло говорить в лицо учителям «И что вы мне сделаете?» (был у сына такой одноклассник), в этой школе после проступка готовы были стоять на коленях перед завучами, лишь бы не suspencion. И родители их приходили и умоляли. И это, кстати, не работало. Упросить невозможно. Коррумпировать невозможно. Все жестко. 
Источник pixaboy
Источник pixaboy

Итак, резюмирую. Я считаю, что в первую очередь стоит довести до ума историю с мягкими навыками (они во многом описывают поведение), допилить, разработать критерии и инструменты оценки. Внедрить в каждую школу инструмент обратной связи, а чтобы учителя могли ее давать, с них еще кучу дурацкой работы надо снять. За ряд нарушений ввести уведомление и последующее отстранение от уроков на время с фиксацией этого в портфолио ученика, при этом в школьные регламенты встроить обязательный анализ причин нарушения и работу с этими причинами. 

А что вы думаете об этой новой инициативе?

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.