Найти тему
Т&TH

Роль образования в системе социализации личности

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Личность. Понятие личности
2 Социология личности
3 Роль образования в социализации личности
3.1 Сущность социализации и ее стадии
3.2 Воспитание и формирование личности
3.3 Роль обучения в развитии личности
Заключение
Список использованной литературы.

Введение

Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у молодого человека инициативности самостоятельности, а также создание собственных проектов и активное строение отношений с людьми.

Теология, философия, психология, естественные и социальные науки – некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период обновления нашего общества.

В данной работе я рассмотрю образование, как создатель личностных ценностей и функций, а также рассмотрю её роль в социализации личности.

1 Личность. Понятие личности

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса..

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во - первых: умственное воспитание.

Во - вторых: физическое воспитание.

В - третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развивавшейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

-2

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Подведём итог, личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в тоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

2 Социология личности

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно “незавершенным”. Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

-3

Процесс формирования личности – становления социального «Я» – раскрывается в социологии с помощью понятия социализации. Социализация представляет собой двухсторонний процесс: с одной стороны, – это передача символов, ценностей и норм от поколения к поколению; с другой же, – усвоение индивидом символов, ценностей и норм общества. Результатом усвоения индивидом символической и ценностно-нормативной составляющих общества является формирование у него необходимых для успешного социального взаимодействия качеств, навыков, умений и знаний.

Различают первичную и вторичную социализации. Причем в процессе каждой из них действуют свои агенты и институты социализации. В роли агентов выступают конкретные индивиды, принимающие непосредственное участие в передаче культурного опыта (родители, учителя, священники и т.д.). Под институтами социализации подразумевают институты, основной функцией которых является воспроизводство символов, ценностей и норм в обществе (семья, образование, религия, искусство и т.д.). Первичная социализация протекает в малых социальных группах (семья, круг друзей и т.д.), вторичная – больших социальных группах (армия, трудовой коллектив и т.д.).

Неотъемлемыми составляющими социализации являются социальная адаптция и интернализация (интериоризация). Под социальной адаптацией понимают врожденную и приобретенную способность индивида к приспособлению. Под интернализацией – усвоение индивидом ценностей и норм общества, в результате чего они становятся частью его «Я».

Человек, не придерживающийся установленных в обществе ценностей и норм, тем самым реализует в своей повседневной социальной практике т.н. отклоняющееся (девиантное) поведение.

В целях профилактики девиантного поведения в обществе реализуется социальный контроль, представляющий собой систему предупреждения и восстановления соответствующего нормам поведения индивида.

Инструментами социального контроля выступают санкции, представляющие собой позитивные (поощрения) и негативные (наказания) способы воздействия на поведение индивидов. Как позитивные, так и негативные санкции бывают формальными и неформальными.

Каждый человек в процессе своей социализации проходит через кризисные периоды, подвергая сомнению прежнюю систему ценностей и норм. Этот процесс может принимать деструктивный характер, когда индивид оказывается, по сути, на периферии жизни общества, начинает придерживаться моделей поведения, характерных для маргиналов. В этом случае мы имеем дело с десоциализацией. Однако не следует рассматривать это как 18 личностную, социальную катастрофу, т.к. всегда остаются возможности для ресоциализации – нового усвоения ценностей, норм, обычаев и традиций, одобренных обществом социальных ролей.

3 Роль образования в социализации личности

3.1 Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макро группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс само-актуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как само-становящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д.Парыгин, А.В.Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов).

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

-4

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

3.2 Воспитание и формирование личности

Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

3.3 Роль обучения в развитии личности

Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Но чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.

Следует иметь ввиду, что при практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике работы образовательных учреждений различных форм собственности, индивидуализация всегда относительна. Мы выделяем некоторые причины этой относительности: реально приходится учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного слушателя, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывать лишь те особенности, которые важны с точки зрения учения; учитывать свойства, которые важны именно для данного слушателя.

Следует обратить внимание, что обращение к индивидуальным ресурсам стимулируется, также как и обращение к социальному опыту, затруднениями, с которыми сталкивается личность при необходимости разрешения различных жизненных ситуаций. Нередко возникает необходимость отказа от возможности использования известных путей и обращения к себе, своему непосредственному опыту.

В то же время, обращение к индивидуальному и социальному опыту происходит практически параллельно. Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа постижения действительности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания.

Особую роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.

Понятие образование – весьма сложное и многоаспектное. Не вдаваясь в подробный анализ данного понятия, отметим, что в самом общем определении образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Роль образования в процессе социализации и индивидуализации весьма специфична. Понимание личностью окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируется под воздействием двух относительно различных потоков информации. С одной стороны, оно есть следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой – оно является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, свойственных общественному познанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества, класса или социальной группы.

Убеждения человека, система его мировосприятия не вытекают непосредственно из той информации, которую общество сознательно и целенаправленно адресует своим членам. Сознание человека формируется в результате соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными наблюдениями и практикой межличностных отношений и это является непременным условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Однако, то, что процесс формирования убеждений не является чисто интеллектуальным и оказывается тесно связанным со всей практической деятельностью человека, вовсе не снижает роли образования. Более того, недостаточно высокий уровень образования приводит к одностороннему восприятию реальных отношений, в которые включается личность.

-5

В итоге отметим, что при всей многоаспектности и обширности исследований проблемы социализации и индивидуализации в педагогике, психологии и социологии, общей является тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды. Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.

Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности определяется тем, что понимание личностью окружающего природного и социального мира формируется под воздействием окружающих социальных условий, и является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований.

Заключение

Развитие и становление личности студента происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие студента в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Современная педагогика рассматривает обучение в неразрывной связи с воспитанием обучаемых. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности и ее социализация составляет одну из главных задач современного общества

Социализация – это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения. Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни.

Проанализировав данный материал я пришёл к тому, что образование играет огромную роль в социализации человека на протяжении всей жизни, путём образования, воспитания, взаимоотношений между людьми разной образованности, благодаря передаче опыта младшему поколению.

-6

Список использованных источников

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

2. 2. Завражин В.Н. Социология: учеб. пособие / В.Н. Завражин, С.И. Сорокин, Л.Н. Харченко. - Изд. 3-е, испр., доп. - СПб.: СПГГИ, 2009

3. Кравченко А.И. Социология: учебник. / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2010.

4. Фролов С.С. Общая социология: учебник / С.С. Фролов. - М. : Проспект, 2011.

5. Добреньков В.И. Социология: Учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: учебник для студентов высших учебных заведений / Петр Штомпка ; пер. с польск. : – М. : ЛОГОС, 2010.