СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Личность. Понятие личности
2 Социология личности
3 Роль образования в социализации личности
3.1 Сущность социализации и ее стадии
3.2 Воспитание и формирование личности
3.3 Роль обучения в развитии личности
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у молодого человека инициативности самостоятельности, а также создание собственных проектов и активное строение отношений с людьми.
Теология, философия, психология, естественные и социальные науки – некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период обновления нашего общества.
В данной работе я рассмотрю образование, как создатель личностных ценностей и функций, а также рассмотрю её роль в социализации личности.
1 Личность. Понятие личности
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.
С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.
Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса..
Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во - первых: умственное воспитание.
Во - вторых: физическое воспитание.
В - третьих: техническое обучение.
Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развивавшейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.
Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.Самообучение - является аналогом учению.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
Подведём итог, личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в тоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
2 Социология личности
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно “незавершенным”. Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.
Процесс формирования личности – становления социального «Я» – раскрывается в социологии с помощью понятия социализации. Социализация представляет собой двухсторонний процесс: с одной стороны, – это передача символов, ценностей и норм от поколения к поколению; с другой же, – усвоение индивидом символов, ценностей и норм общества. Результатом усвоения индивидом символической и ценностно-нормативной составляющих общества является формирование у него необходимых для успешного социального взаимодействия качеств, навыков, умений и знаний.
Различают первичную и вторичную социализации. Причем в процессе каждой из них действуют свои агенты и институты социализации. В роли агентов выступают конкретные индивиды, принимающие непосредственное участие в передаче культурного опыта (родители, учителя, священники и т.д.). Под институтами социализации подразумевают институты, основной функцией которых является воспроизводство символов, ценностей и норм в обществе (семья, образование, религия, искусство и т.д.). Первичная социализация протекает в малых социальных группах (семья, круг друзей и т.д.), вторичная – больших социальных группах (армия, трудовой коллектив и т.д.).
Неотъемлемыми составляющими социализации являются социальная адаптция и интернализация (интериоризация). Под социальной адаптацией понимают врожденную и приобретенную способность индивида к приспособлению. Под интернализацией – усвоение индивидом ценностей и норм общества, в результате чего они становятся частью его «Я».
Человек, не придерживающийся установленных в обществе ценностей и норм, тем самым реализует в своей повседневной социальной практике т.н. отклоняющееся (девиантное) поведение.
В целях профилактики девиантного поведения в обществе реализуется социальный контроль, представляющий собой систему предупреждения и восстановления соответствующего нормам поведения индивида.
Инструментами социального контроля выступают санкции, представляющие собой позитивные (поощрения) и негативные (наказания) способы воздействия на поведение индивидов. Как позитивные, так и негативные санкции бывают формальными и неформальными.
Каждый человек в процессе своей социализации проходит через кризисные периоды, подвергая сомнению прежнюю систему ценностей и норм. Этот процесс может принимать деструктивный характер, когда индивид оказывается, по сути, на периферии жизни общества, начинает придерживаться моделей поведения, характерных для маргиналов. В этом случае мы имеем дело с десоциализацией. Однако не следует рассматривать это как 18 личностную, социальную катастрофу, т.к. всегда остаются возможности для ресоциализации – нового усвоения ценностей, норм, обычаев и традиций, одобренных обществом социальных ролей.
3 Роль образования в социализации личности
3.1 Сущность социализации и ее стадии
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".
Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макро группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс само-актуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как само-становящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д.Парыгин, А.В.Мудрик и др.).
Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов).
Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
3.2 Воспитание и формирование личности
Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.
Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.
3.3 Роль обучения в развитии личности
Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
Но чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.
Следует иметь ввиду, что при практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике работы образовательных учреждений различных форм собственности, индивидуализация всегда относительна. Мы выделяем некоторые причины этой относительности: реально приходится учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного слушателя, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывать лишь те особенности, которые важны с точки зрения учения; учитывать свойства, которые важны именно для данного слушателя.
Следует обратить внимание, что обращение к индивидуальным ресурсам стимулируется, также как и обращение к социальному опыту, затруднениями, с которыми сталкивается личность при необходимости разрешения различных жизненных ситуаций. Нередко возникает необходимость отказа от возможности использования известных путей и обращения к себе, своему непосредственному опыту.
В то же время, обращение к индивидуальному и социальному опыту происходит практически параллельно. Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа постижения действительности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания.
Особую роль в процессе взаимодействия социализации и индивидуализации, в ходе которого формируется личность, адекватная общественным потребностям своего времени, играет образование.
Понятие образование – весьма сложное и многоаспектное. Не вдаваясь в подробный анализ данного понятия, отметим, что в самом общем определении образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Роль образования в процессе социализации и индивидуализации весьма специфична. Понимание личностью окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируется под воздействием двух относительно различных потоков информации. С одной стороны, оно есть следствие окружающих социальных условий, отражения и познания реальных отношений каждым индивидом, с другой – оно является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, свойственных общественному познанию и составляющих совокупный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт общества, класса или социальной группы.
Убеждения человека, система его мировосприятия не вытекают непосредственно из той информации, которую общество сознательно и целенаправленно адресует своим членам. Сознание человека формируется в результате соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными наблюдениями и практикой межличностных отношений и это является непременным условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Однако, то, что процесс формирования убеждений не является чисто интеллектуальным и оказывается тесно связанным со всей практической деятельностью человека, вовсе не снижает роли образования. Более того, недостаточно высокий уровень образования приводит к одностороннему восприятию реальных отношений, в которые включается личность.
В итоге отметим, что при всей многоаспектности и обширности исследований проблемы социализации и индивидуализации в педагогике, психологии и социологии, общей является тенденция изучения развития личности в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды. Конечным итогом социализации является максимальная индивидуализация социального знания, наполнение его реальным индивидуальным смыслом; а индивидуализации - создание социально значимого продукта, воплощение своей уникальности в социуме.
Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности определяется тем, что понимание личностью окружающего природного и социального мира формируется под воздействием окружающих социальных условий, и является результатом усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований.
Заключение
Развитие и становление личности студента происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие студента в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Современная педагогика рассматривает обучение в неразрывной связи с воспитанием обучаемых. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности и ее социализация составляет одну из главных задач современного общества
Социализация – это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе. Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения. Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни.
Проанализировав данный материал я пришёл к тому, что образование играет огромную роль в социализации человека на протяжении всей жизни, путём образования, воспитания, взаимоотношений между людьми разной образованности, благодаря передаче опыта младшему поколению.
Список использованных источников
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
2. 2. Завражин В.Н. Социология: учеб. пособие / В.Н. Завражин, С.И. Сорокин, Л.Н. Харченко. - Изд. 3-е, испр., доп. - СПб.: СПГГИ, 2009
3. Кравченко А.И. Социология: учебник. / А.И. Кравченко. - М. : Проспект, 2010.
4. Фролов С.С. Общая социология: учебник / С.С. Фролов. - М. : Проспект, 2011.
5. Добреньков В.И. Социология: Учебник для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; - М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: учебник для студентов высших учебных заведений / Петр Штомпка ; пер. с польск. : – М. : ЛОГОС, 2010.